Парламент Армении должен заблокировать два законопроекта, чреватых фактическим запретом дальнейшего вещания Радио Свободная Европа/Радио Свобода – одного из ключевых источников независимой информации в этой стране, заявила Хьюман Райтс Вотч.

Поправка к закону о телерадиовещании запрещает ретрансляцию зарубежных передач на частотах государственного телевидения и радио Армении. В налоговое законодательство предлагается внести положение о крупных сборах с частных компаний, осуществляющих такую ретрансляцию.

Оба законопроекта в пятницу прошли первое чтение в Национальной ассамблее, в понедельник или вторник должно состояться окончательное – второе чтение.

«Новое законодательство явно ограничивает доступ к важнейшему независимому источнику информации для многих жителей Армении и наносит серьезный удар по РСЕ/РС и по свободе СМИ в целом, - говорит Холли Картнер, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Парламент ни в коем случае не должен принимать поправки во втором чтении».

Представляется, что действия парламента направлены непосредственно против армянской службы РСЕ/РС – единственного зарубежного вещателя, пользующегося частотами национального радио Армении для охвата большинства своей аудитории.

На сегодняшний день РСЕ/РС остается в республике одним из немногих независимых вещательных СМИ. При всей активности печатных изданий правительство плотно контролирует вещательные СМИ, обладающие намного более широким охватом. Последний независимый телеканал «А1+» был закрыт в 2002 г.

РСЕ/РС периодически также пользуется частотами некоторых частных радиостанций в Ереване и близлежащих районах, однако по новому законодательству частным национальным вещателям придется платить больше 200 долл. США каждый раз, когда они ретранслируют ту или иную программу, подготовленную зарубежным СМИ. Это в 70 раз превышает ставку за трансляцию местных программ.

Законопроекты вызвали критику со стороны представителя ОБСЕ по свободе СМИ Миклоша Харашти, который заявил, что это является посягательством на обязательства Армении в области обеспечения плюрализма СМИ и доступа к информации, и призвал власти отозвать поправки. Оппозиция осудила намерение парламента провести поправки и обвинила правительство в стремлении контролировать СМИ.

Оба законопроекта несовместимы с обязательствами Армении по Европейской конвенции о правах человека. Статья 10 ЕКПЧ гарантирует право «получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ». Данное право может ограничиваться только по узким конкретным основаниям, таким как национальная безопасность или охрана общественного порядка. Предусматриваемые поправками ограничения свободы выражения мнений и права распространять информацию не соответствуют этим требованиям. Важность обеспечения прав, предусмотренных статьей 10, неоднократно подчеркивалась Европейским судом по правам человека, который считает, что свобода выражения мнений является одной из основ демократического общества и что в государстве, руководствующемся принципами законности, СМИ играют важнейшую роль. Суд последовательно придерживается позиции, что любые попытки правительства ограничить эту свободу должны подлежать пристальной проверке с целью убедительного установления мотивов таких шагов.

«Принятие этих поправок чревато для Армении нарушением ее международных обязательств в области свободы выражения мнений и свободы СМИ, - говорит Х.Картнер. – В условиях приближающихся президентских выборов 2008 г. внешний мир наверняка будет внимательно следить, соблюдает ли правительство свободу СМИ и другие права, без которых свободные и справедливые выборы невозможны».

Эта инициатива является далеко не первой попыткой армянских властей ограничить деятельность независимых СМИ. Независимый и критически настроенный телеканал «А1+», лишившийся лицензии в 2002 г., с тех пор проиграл 12 тендеров на теле- и радиочастоты. В 2005 г. «А1+», который издавал еженедельник «Айб-Фе» и поддерживает собственный веб-сайт, не удалось оспорить в суде уведомление о выселении, и в июне 2006 г. он был вынужден освободить помещение.

Правозащитные группы сообщают о случаях насилия в отношении журналистов в связи с их профессиональной деятельностью, а в сентябре 2006 г. главный редактор оппозиционной газеты «Жаманак Ереван» Арман Бабаджанян был осужден на четыре года за уклонение от срочной службы. Хотя Бабаджанян признал, что действительно подделал документы в 2002 г., чтобы избежать призыва, не исключено, что столь суровый приговор связан с последовательно оппозиционной позицией журналиста (обычно уклонисты получают два-три года).