(Москва, 7 июня 2012 г.) – Федеральный центр должен обеспечить правозащитникам безопасность в свете открытых угроз в их адрес со стороны главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, заявила Хьюман Райтс Вотч. Российские власти обязаны положить конец притеснениям Сводной мобильной группы правозащитных организаций в Чечне (СМГ), трое сотрудников которой 1 июня подверглись грубым нападкам и угрозам со стороны чеченского руководства.
СМГ была сформирована в рамках Общественной комиссии по Чечне – коалиции 12-ти российских правозащитных организаций, созданной в 2009 г. после прокатившейся по региону волны убийств активистов. Группа расследует заявления о серьезных нарушениях прав человека со стороны чеченских силовых структур, фактически контролируемых Кадыровым. 1 июня глава республики и другие высокопоставленные официальные лица устроили правозащитникам публичный разнос, который затем был показан по местному телевидению.
«СМГ продолжает дело Натальи Эстемировой– самой известной чеченской правозащитницы, которая была похищена и жестоко убита в июле 2009 г., - говорит Таня Локшина, старший исследователь Хьюман Райтс Вотч по России. – Сотрудники группы не боятся браться за самые опасные дела о нарушениях прав человека, добиваясь правосудия за пытки, насильственные исчезновения и внесудебные казни».
Работа мобильной группы координируется нижегородской межрегиональной общественной организацией «Комитет против пыток». С ноября 2009 г. ее юристы и другие активисты из разных регионов России, несмотря на немалый личный риск, непрерывно присутствуют в республике, работая там вахтовым методом. При этом ситуация с безопасностью СМГ все больше осложняется, отмечает Хьюман Райтс Вотч. В прошлом году Сводная мобильная группа в Чечне стала лауреатом премии FrontLineдля правозащитников, работающих в опасных условиях, и премии Парламентской ассамблеи Совета Европы.
1 июня сотрудники СМГ пришли на пикет против насильственных исчезновений, организованный в центре Грозного местными активистами и родственниками пропавших. Неожиданно там же появились новый руководитель администрации главы и правительства ЧР Магомед Даудов и мэр чеченской столицы Муслим Хучиев. Они подошли к правозащитникам из СМГ и «предложили» им объяснить цель своего присутствия в республике. Получив ответ, Даудов и Хучиев потребовали от активистов явиться в мэрию для «более подробной беседы».
«Беседа», однако, обернулась встречей с целой группой высокопоставленных чиновников республиканского уровня, включая самого Рамзана Кадырова, министра внутренних дел Руслана Алханова, начальника республиканского управления Следственного комитета России Виктора Леденева и прокурора Чечни Владимира Савчина. Туда же привели с пикета матерей, чьи дети пропали без вести. Все «мероприятие» снималось местным ТВ.
Кадыров открыл встречу длинным угрожающим монологом, посвященным Сводной мобильной группе. Он говорил, что активисты «ненавидят чеченский народ», «приехали сюда заработать денег», помогают «шайтанам [боевикам] и их пособникам» и пытаются провоцировать конфликты и дестабилизировать ситуацию в республике. Кадыров также заявил, что правозащитные организации не интересует судьба чеченского народа и что только он сам – единственная надежда на помощь и справедливость для чеченцев.
После этого слово взял Магомед Даудов, который обвинил СМГ в подкупе жителей республики, чтобы те делали ложные заявления о пытках. Он рассказал, как в феврале 2010 г. задерживали до утра продержал под стражей троих сотрудников СМГ, в свою бытность начальником милиции Шалинского района. Даудов подчеркнул, что в курсе обращения СМГ по данному факту в Европейский суд по правам человека, где его хотят «выставить преступником», хотя именно правозащитники «платили деньги» за лжесвидетельство.
Самим правозащитникам не дали возможность опровергнуть эти обвинения. Вместо этого «дискуссию» продолжили руководитель республиканского следственного управления и прокурор по ЧР, которые подтвердили, что активисты мешают работе полиции и следствия и характеризовали деятельность СМГ как вредную и ненужную. К вечеру подробный отчет о встрече был показан по местному ТВ во время итоговых новостей дня.
«Жертвы и свидетели нарушений прав человека в Чечне задавлены страхом, имея все основания ожидать возмездия за придание огласке преступлений силовиков, но те немногие, кто еще отваживается говорить и искать правосудия, приходят к мобильной группе за правовой помощью и поддержкой, - говорит Таня Локшина. – Телесюжет с разгромным отзывом Кадырова о СМГ был недвусмысленным предупреждением для жителей республики, что те не вступали в контакт с правозащитниками. И сами сотрудники СМГ теперь фактически объявлены персонами нон-грата».
Хьюман Райтс Вотч выражает серьезную обеспокоенность в связи с событиями 1 июня и призывает российские власти обеспечить СМГ гарантии беспрепятственной работы в Чечне, следуя соответствующим обещаниям о создании нормальных условий для деятельности правозащитников в северокавказском регионе, которые неоднократно декларировались на высшем уровне.
Россия несет международно-правовые обязательства по Европейской конвенции о правах человека и Международному пакту о гражданских и политических правах в части обеспечения защиты от враждебных действий и угроз со стороны третьих лиц, прежде всего - представителей и агентов государства, для таких людей, которые участвуют в работе СМГ или сотрудничают с активистами.
В контексте известных рисков, которым подвергаются активисты в Чечне, прямые публичные угрозы со стороны Рамзана Кадырова обязывают российские власти к безотлагательному реагированию, особенно в свете существующих подозрений о возможной причастности Кадырова к ряду фактов пыток и убийств, считает Хьюман Райтс Вотч. Федеральный центр должен обеспечить безопасность СМГ и гарантировать ее сотрудникам и помощникам возможность свободной реализации их основополагающих прав.