Россия / Чечня

Новые Алды: резня 5 февраля

Общие сведения

Алды (официальное название Новые Алды) — это поселок на юго-западной окраине Грозного. По словам одного из жителей, работавшего до начала боевых действий в администрации президента Чечни Аслана Масхадова, довоенное население поселка составляло 27 тыс. человек, большинство из которых бежали, спасаясь от боев. Число оставшихся к 5 февраля этот свидетель оценивал на уровне 2 тыс. человек.6 К поселку прилегает обширный водоем, пересекаемый дамбой, по которой проходит дорога на Черноречье, к западу от Алды. В поселке нет многоэтажных жилых домов, обычных для большинства пригородов Грозного. Большей частью он состоит из одно- или двухэтажных индивидуальных домов, сгруппированных в семейные дворы, зачастую состоящие из двух домов и скотного двора. Большинство дворов имеют собственные ворота.

Нынешняя военная кампания в Чечне началась в сентябре 1999 г. Поводом послужило вооруженное вторжение чеченских боевиков на территорию соседнего Дагестана в августе и серия взрывов жилых домов в сентябре, унесших жизни почти 300 человек. В организации этих взрывов российские власти обвинили чеченцев.

После быстрого продвижения по северным районам Чечни, в ходе которого несколько городов были взяты без боя, включая второй по величине город республики — Гудермес, российские силы сосредоточили наступление на грозненском направлении, ставшем ареной ожесточенных боев. В ноябре российским войскам удалось все же окружить чеченскую столицу и перерезать пути снабжения ее с юга. При этом ракетные, авиационные и артиллерийские удары применялись еще в больших масштабах, чем во время войны 1994-96 гг.7 Выбранная, несомненно, в попытке свести к минимуму потери среди личного состава, такая тактика приводила к тысячам убитых и раненых среди гражданского населения на всей территории Чечни и стала причиной разрушения Грозного.8

Бои непосредственно за Грозный начались в декабре и были одними из наиболее тяжелых за всю войну. Чеченские боевики упорно сопротивлялись, укрепившись на заранее подготовленных и хорошо оборудованных позициях с использованием оборонительных преимуществ городской застройки, во многом — как во время войны 1994-96 гг. С обеих сторон практиковалось занижение собственных потерь при завышении потерь противника, и достоверная информация по этому вопросу отсутствует. Ясно, однако, что при штурме Грозного потери обеих сторон были едва ли не наибольшими за весь период военной операции.

В конце января начался массовый исход чеченских боевиков из Грозного, ускоренный падением 31 января после двух недель тяжелых боев площади Минутка в центре города.9 К 1 февраля большая часть боевиков покинула чеченскую столицу в направлении южного Кавказского хребта. Оценки разнятся, однако большинство наблюдателей оценивают число вышедших из города боевиков на уровне 3 тыс. человек.

Российские силы практически окружили Грозный и подвергли его массированным и продолжительным воздушным и артиллерийским ударам. На пути выхода боевиков было поставлено большое число противопехотных мин-ловушек, в результате чего имели место значительные потери. Типичной реакцией на отход боевиков в горы были жестокие бомбардировки населенных пунктов, где появлялись колонны боевиков: Шаами-Юрта, Катыр-Юрта и Гехи-Чу.10 Жители часто рассказывали, что к началу российских обстрелов и бомбежек большинство боевиков успевали покинуть село.

Насколько Хьюман Райтс Вотч удалось установить, до 3 февраля поселок Алды как таковой не был целью российских ударов. С другой стороны, как представляется, боевики также сколько-нибудь явно не использовали этот район во время военных действий; сообщений о столкновении федеральных войск с чеченскими боевиками в этом районе не поступало. В отличие от этого, документально зафиксировано прибытие нескольких тысяч боевиков в Алхан-Калу — село, расположенное примерно в 7 км к юго-западу от Алды.11 Учитывая географическое положение Алды, чеченские боевики могли при отступлении из Грозного проходить через поселок или поблизости от него, однако документальные подтверждения этого отсутствуют.

Центральным вопросом контактов местных жителей с российскими военными были просьбы не бомбить район. Например, утром 3 февраля около сотни жителей поселка направились к военному коменданту 20-го участка, чтобы заявить об отсутствии боевиков в Алды и попросить не подвергать поселок обстрелам. Прилегающие районы, такие, как 20-й участок и Черноречье, были до 5 февраля ареной крайне ожесточенных боев и подвергались массированным воздушным и артиллерийским ударам. Жители Алды утверждали, что до начала февраля целенаправленных ударов по поселку не наносилось, хотя и отмечались попадания, как они считают, "шальных" снарядов и ракет.12


6) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Карабулак, Ингушетия, 5 марта 2000 г. Имя не разглашается.
7) См., например: М.Галеотти. Российская армия в Чечне. Цит. по: Jane's Intelligence Review, December 1, 1999:

Российское вторжение можно было бы назвать хрестоматийным успехом. Последний чеченский разгром стал хорошим уроком. Передовые части значительно больших основных сил состояли главным образом из элитных войск. Они избегали ввязываться в уличные бои и боевые действия в горной местности, где партизаны имели преимущество, держась равнинных участков и широких долин. Населенные пункты или обходились, или раскатывались массированными воздушными и артиллерийскими ударами исходя из тактики умиротворения через уничтожение.


8) См., например, пояснительную записку лорда Джадда 4 апреля 2000 г. к докладу Комитета по политическим вопросам Совета Европы "Конфликт в Чечне — Выполнение Россией Рекомендации 1444 (2000)":

18. Посещение Грозного произвело на членов Комитета глубокое впечатление. Центр города полностью и систематически разрушен. Мы не видели ни одного здания, которое бы не пострадало... В центре города, по оценкам, осталось всего около 1-1,5 тыс. человек, живущих в условиях полных лишений.

19. Хотя город пострадал и во время предыдущего конфликта в Чечне, нынешний уровень разрушений заставляет предположить, что Грозный стал объектом неприцельных и непропорциональных обстрелов и бомбежек российских сил. Состояние города и рассказы его жителей в лагерях беженцев в Ингушетии ясно свидетельствуют о значительных потерях при этом среди гражданского населения. Точное число пострадавших может установить только тщательное расследование.


9) См., например: Deutsche Presse-Agentur, "Russians Continue Grozny Advance," February 2, 2000.
10) См..: пресс-релиз Хьюман Райтс Вотч от 31 марта 2000 г. "Семеро жителей чеченского села убиты российскими солдатами. В Гехи-Чу снайперы стреляли по мирным жителям."; Yevgenia Borisova, "Guerrillas, Federals Blaze Trail of Misery," The Moscow Times, February 10, 2000.
11) См., например: Janine di Giovanni, "Battered rebel army flees fallen Grozny," The Times of London, February 2, 2000.
12) По словам одного из свидетелей, Ахмеда А., на территории поселковой поликлиники похоронено около 66 человек из Алды и близлежащих районов, убитых при обстрелах. Он утверждал, что за период с ноября 1999 г. по январь 2000 г. при обстрелах погибло около 50 человек.