РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Пресс-релиз от 31 марта 2000 года

За дальнейшей информацией обращаться
В Москве, Дидерик Лохман: 7(095) 250-6852
В Москве, Малькольм Хокс: 7(095) 250-6852
В Нью-Йорке, Рэйчел Денбер: 1(212) 216-1266

СЕМЕРО ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО СЕЛА УБИТЫ РОССИЙСКИМИ СОЛДАТАМИ
В Гехи-Чу снайперы стреляли по мирным жителям

(Назрань, 31 марта 2000 г.) — Хьюман Райтс Вотч опубликовала сегодня новые свидетельства о внесудебных расправах, совершенных российскими силами в одном из чеченских сел.

Подробные показания восьми очевидцев, с каждым из которых представители Хьюман Райтс Вотч беседовали отдельно, подтверждают гибель в результате внесудебных расправ семи человек в начале февраля в селе Гехи-Чу, примерно в 30 км к юго-западу от Грозного.

Жестокость российских сил во время войны в Чечне обсуждается в настоящее время в Комиссии ООН по правам человека в Женеве, эта тема должна стать одним из пунктов повестки открывающейся в понедельник в Страсбурге сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.

"Результатом дискуссий в Женеве и Страсбурге должны стать резолюции по Чечне, в которых на Россию возлагалась бы ответственность за преступления, совершенные там ее силами, — заявила Холли Картнер, исполнительный директор Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. — В отсутствие действенного механизма ответственности нет оснований рассчитывать на то, что такого рода преступления прекратятся".

До 3 тыс. направлявшихся в горы чеченских боевиков зашли в Гехи-Чу 6 февраля. Около 7 часов утра на следующий день российские войска силами артиллерии, авиации и вертолетов в течение нескольких часов наносили по селу массированные удары. Примерно в час пополудни в Гехи-Чу вошли российские контрактники, приказавшие жителям выходить из подвалов, где те укрывались от обстрелов, якобы — для проверки документов. Свидетели утверждали, что к рассвету 7 февраля боевики ушли из села. Однако присутствие столь многочисленной группы в крупном населенном пункте подвергло его жителей серьезной опасности. Хьюман Райтс Вотч осудила это нарушение чеченскими боевиками международного гуманитарного права.

53-летний Магомед рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч, как омоновцы под дулами автоматов выводили из подвала на Центральной улице его и двоих его сыновей (21-летнего Мусу и 25-летнего Руслана). По словам Магомеда, братьев сразу же отвели в сторону, заставив раздеться до пояса и встать руки за голову. Он рассказал, что стоял примерно в 30 метрах и видел, как — он считает — пристрелили четверых молодых людей: 32-летнего Адлана Исраилова, 28-летнего Асламбека Исраилова, Турпала Исраилова (около 22 лет) и Алика (около 20 лет):

Из другого подвала русские достали четверых и пристрелили; я видел, что солдаты стреляют, но не видел в кого — мешала стена. После стрельбы солдаты, которые стреляли, подошли к нам и забрали моих сыновей и еще пятерых.

70-летний Уваис Исраилов, отец троих из казненных, пошел с Магомедом посмотреть на четыре трупа. Он рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Когда мы подошли, увидели четыре трупа в ряд. ... Всех застрелили в затылок в упор; волосы опалило. Входное отверстие от пули у всех было одинаковое, а на выходе — разное.

Магомед дошел до другой улицы, а когда вернулся, узнал от местной жительницы Зурат о расстреле нескольких человек у нее в хлеву на Центральной улице. Он заявил представителям Хьюман Райтс Вотч, что обнаружил там тела своего младшего сына Мусы и беженца, имени которого он не знает. Муса был убит выстрелом в ухо; второго застрелили в затылок (пуля вышла через щеку), у него было также ранение в руку. С обоих сняли ботинки и шерстяные носки.

По словам Магомеда, его старший сын Руслан был тяжело ранен в затылок — его посчитали мертвым. Его родственница 41-летняя Петимат сообщила представителям Хьюман Райтс Вотч, что у Руслана отсутствовали два пальца на левой руке. Она полагает, что в момент выстрела он держал руки за головой, и пуля срикошетила. Петимат заявила, что Руслану выстрелили также в спину (у него была перебита ключица) и что с него, как и с других жертв, сняли ботинки и носки. Позднее в тот же день местный врач обработал раны. Местонахождение Руслана в настоящее время неизвестно.

Как рассказал Магомед представителям Хьюман Райтс Вотч, ему не удалось похоронить убитых, поскольку некому было обмыть и подготовить их должным образом. Вернувшись в хлев около 9 утра на следующий день, он обнаружил там российских солдат, которые грузили трупы на танк. Он подошел к ним и сказал: "Отдайте мне сына". После этого он предложил за тело сына 400 рублей одному из них (около 35 лет, на форме — знаки различия внутренних войск). Солдат взял деньги и вместе с другими снял с танка тела Мусы и второго расстрелянного. По словам Магомеда, их командиру было около 45 лет, на нем была российская армейская форма.

По мирным жителям Гехи-Чу стреляли без разбора российские снайперы. В интервью представителям Хьюман Райтс Вотч свидетели утверждали, что снайперами было убито по меньшей мере 7 человек. Нам удалось подтвердить два таких убийства и тяжелое ранение 32-летней женщины.

38-летняя Айшат Махаджиева рассказала представителям Хьюман Райтс Вотч, как 7 февраля, сразу после начала обстрела снайпер тяжело ранил в голову ее сестру — 32-летнюю Алмат. Пуля прошла через верхнюю часть мозга и вышла, пробив свод черепа. Алмат остается в сознании, однако у нее парализована левая сторона тела и затруднена речь. В настоящее время она находится на лечении в больнице в Назрани, Ингушетия.

57-летний Алхазур Хулиев рассказал об убийстве 7 февраля российским снайпером пожилого жителя села, по сведениям — Насхо Висаитова (около 70 лет). Он заявил представителям Хьюман Райтс Вотч: "Снайпер стоял метрах в трех от меня... Я слышал — он крикнул: "Я его веду"... Видел, как он застрелил старика, ... метрах в ста". Снайпер, которому было около 35 лет, был одет в военную форму.

59-летний Султан Катаев заявил, что 6 февраля снайпер ранил его дядю Адлана Миева (около 70 лет) в грудь и ногу. Через два дня А.Миев умер от ран в больнице в Урус-Мартане.

В беседах с представителями Хьюман Райтс Вотч все очевидцы подробно рассказывали, как солдаты неоднократно возвращались в село пограбить, уводили скот, вывозили электронику, ковры, одежду и другие ценные вещи.

Webmaster