Россия

СЛИШКОМ МАЛО И СЛИШКОМ ПОЗДНО
Отношение государства к проблеме насилия против женщин

Реакция международной общественности

Политика США

С момента своего назначения государственный секретарь Мадлен Олбрайт подчеркивала, что соблюдение прав человека и в особенности борьба с насилием и дискриминацией в отношении женщин лежат в основе внешней политики США. В случае России это обязательство выразилось в потенциально имеющих большую важность — хотя пока проводимых лишь в небольшом масштабе — попытках использовать американскую помощь российским правоохранительным органам для того, чтобы изменить их предвзятое отношение к насилию против женщин, препятствующее эффективным действиям в этой области.

В сентябре 1996 г. Конгресс США выделил Государственному департаменту США 1 миллион долларов для поддержки российской системы здравооханения и правоохранительных органов в деле по борьбе с насилием против женщин. По инициативе Агентства по международному развитию США (USAID) и Государственного департамента были начаты соответствующие проекты.

Отдел Государственного департамента по вопросам международного наркобизнеза и правоохранительных органов (INL), отвечающий за предоставление технического содействия российским правоохранительным органам, впервые сосредоточил свое внимание на проблеме насилия против женщин, проведя в апреле 1997 г. семинар по организованной преступности и «эксплуатации» женщин и детей. Хотя на этом семинаре российские общественные организации смогли изложить американским и российским государственным деятелям волнующие их вопросы, в повестке дня семинара полностью был обойден вопрос ответственности государства за жестокое обращение с женщинами-жертвами насилия и за невнимание к их проблемам. Тем не менее после этого INL оказал поддержку пилотной программе обучения сотрудников российских правоохранительных органов, посвященного важности правильного и эффективного реагирования на случаи насилия против женщин и методам такого реагирования. В настоящее время действуют программы в Москве и Нижнем Новгороде, в рамках которых предусмотрено участие женских кризисных центров в программе, ориентированной на представителей федеральных и местных властей, милиции, судей и прокуроров, и призванной улучшить обращение с женщинами, пострадавшими от насилия. Также в 1997 г. Джон Шаттак, заместитель помощника государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труда, выразил озабоченность масштабами насилия против женщин в России и отсутствием должных мер, направленных против такого насилия, на двухсторонних встречах со своим российским коллегой Теймуразом Рамишвили. Г-н Рамишвили на встрече с американскими неправительственными организациями отрицал серьезность этой проблемы и уверял, что российских женщин эффективно защищают существующие в стране законы. Однако в конце 1997 г. Рамишвили предложил провести в 1998 г. в Москве конференцию по проблеме насилия против женщин.

На средства USAID проводится обучение юристов, сотрудничающих с кризисными центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске и Саратове, посвященное способам борьбы с насилием против женщин с помощью правовой системы. Обучение включает вопросы использования существующего законодательства для защиты потерпевших, а также пути осуществления правовой реформы. USAID также финансирует аналитическое исследование, проводимое Московским центром гендерных исследований, по оценке влияния российского законодательства на такие сферы, как занятость, репродуктивные права, средства массовой информации и миграция, в контексте прав женщин. В попытке улучшить охрану здоровья женщин, которой долгое время уделялось недостаточное внимание, USAID финансирует центры женского здоровья при двенадцати российских больницах. В этих центрах, помимо прочего, предоставляются клинические и консультативные услуги для улучшения диагностики и ухода в отношении женщин-жертв насилия.

В конце 1997 г. Конгресс США выразил намерение направить часть средств, выделяемых INL для России, на усиление борьбы с насилием против женщин. Такая настойчивость Конгресса побудила Государственный департамент активнее включать вопросы женских прав в свои программы содействия российской правоохранительной системе. Однако выделенные средства весьма ограничены, и пока не наблюдается значительных перемен в безразличном отношении на высоком государственном уровне к той жестокости, с которой продолжают сталкиваться российские женщины, лишенные защиты.

Европейская политика

В октябре 1997 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) провела первый семинар по повышению участия женщин в жизни общества. Государства-члены ОБСЕ, участвовавшие в семинаре, обрисовали широкий круг проблем — от повсеместной дискриминации женщин на рынке труда до торговли женщинами и девушками и насилия в отношении женщин в зонах военных конфликтов — из которых почти ни одна не попадала ранее в сферу внимания ОБСЕ. Если ОБСЕ намерена эффективно содействовать повышению статуса и роли женщин в европейском регионе, она должна сделать нечто большее, чем подготовка доклада к семинару. Страны-члены ОБСЕ в конце 1997 г. начали обсуждать пути включения человеческих прав женщин в деятельность ОБСЕ и ее политические решения. Главным предложением было учредить должность координатора высокого уровня, имеющего штаб-квартиру в Вене, уполномоченного обеспечивать включение человеческих прав женщин во все соответствующие действия ОБСЕ,