russia

Москва: Город для москвичей

Влияние регистрации на беженцев и вынужденных переселенцев

Московские положения о беженцах: в стороне от международных стандартов

Беженцы из СНГ и Балтийских государств и вынужденные переселенцы из России

Подавляющее большинство беженцев из стран СНГ приехали в Россию из Азербайджана, Грузии и Таджикистана. 50 В 1996 г. большинство новых зарегистрированых беженцев в Москве составляли российские граждане, бежавшие от войны в Чечне и обращавшиеся за предоставлением статуса вынужденного переселенца (ВП). 51 В марте 1996 г. в Москве вышло распоряжение 121-РМ, по которому статус ВП мог быть предоставлен только тем гражданам, у которых в Москве имелись родственники, готовые предоставить им жилье на срок более года, и тем, кто уже был зарегистрирован в качестве постоянно проживающих в Москве. 52 В порядке исключения и в очень редких случаях Московская миграционная служба принимает заявления от лиц, приехавших в поисках убежища из-за пределов бывшего Советского Союза. Однако ММС категорически отказывается принимать заявления от лиц, прибывших из СНГ и Балтийских государств, кроме как на основании распоряжения 121-РМ. 53 Стоит отметить, что ни Закон о беженцах, ни Закон о вынужденных переселенцах не позволяют субъектам Российской Федерации отказывать в убежище беженцам и ВП. Более того, минимальные требования к размеру жилья для регистрации близких родственников, прибывших на постоянное жительство, в сочетании с распоряжением 121-РМ прямо противоречат Закону РФ о вынужденных переселенцах, в котором, в статье 6, им дано право "проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади".

Некоторые беженцы, приехавшие в Москву до распада Советского Союза (и до создания ФМС), смогли остаться в городе, в то время как ММС (которая после своего формирования выдала им удостоверения) и ФМС пытаются расселить их в других местах. Большинство этих беженцев - армяне и русские, бежавшие от погромов в Азербайджане в 1988 и 1990 гг.; во многих случаях министерство внутренних дел СССР эвакуировало их в Москву, а правительство Москвы временно поселило их в гостиницах и санаториях. 54 В 1992 г. правительство Москвы начало согласованную кампанию по переселению этих беженцев в другие части России, зачастую в регионы за тысячи километров от столицы. Приватизация гостиниц привела к усилению давления, поскольку директора гостиниц всеми силами стремятся выселить беженцев из гостиниц, чтобы использовать гостиничные номера по прямому назначению. Директора гостиниц ведут травлю своих постояльцев из числа беженцев, пытаясь выжить их путем отключения отопления и электричества и принуждая беженцев платить за коммунальные услуги по коммерческим расценкам. Более того, они часто отказываются выдать справку, необходимую для регистрации беженца в милиции. ММС, стремясь переселить беженцев за пределы Москвы и Московской области, как правило, не защищает их от этой травли.

Переселение этих беженцев оказалось огромной проблемой. Некоторые беженцы утверждают, что жилье, предоставляемое им в регионах России, непригодно для проживания по различным причинам - занято другими семьями либо вовсе не существует. Начиная с 1994 г. ФМС начала выражать раздражение по поводу тех беженцев, которые, по мнению ФМС, отвергли вполне приемлемые предложения альтернативного расселения. 55 Количество предложений по переселению начало сокращаться: гостиницы и санатории, находящиеся в ведении миграционной службы, все более интенсивно пытаются выселить беженцев из этих гостиниц и санаториев (где многие беженцы живут с 1988 или 1990 г.), не предоставляя им вообще никакого жилья. При апелляции в судах, судьи во многих случаях поддерживают выселение, но отдают ФМС распоряжение предоставить беженцам альтернативное жилье. По крайней мере в нескольких случах, однако, беженцы были выселены без предоставления другого жилья (что также означало для них потерю оснований для регистрации в Москве, а также всех видов социального обеспечения); в двух известных нам таких случаях в числе выселенных беженцев были пожилые женщины. 56

Поскольку миграционная служба в России полностью децентрализована, при Федеральной миграционной службе не существует центрального органа, который принимал бы заявления о предоставлении убежища от беженцев и вынужденных переселенцев и направлял бы эти заявления на рассмотрение в миграционные службы других регионов (случаи беженцев из Азербайджана в 1988 и 1990 гг. были исключением). Кроме этого, существует недостаток информации об иммиграционной политике и возможностях переселения - включая объективную информацию о жилье, работе, общей экономической ситуации и наличии служб для беженцев - в других регионах России. Поэтому, когда беженцы и вынужденные переселенцы направляются в Москву, они принимают это решение на основе, мягко говоря, недостаточной информированности. Оказавшись в Москве, они не имеют ни необходимой информации, ни возможности для того, чтобы подать просьбу об убежище в другом месте, однако в большинстве случаев не могут получить в столице статус беженца или вынужденного переселенца, поскольку признание статуса связано с требованием иметь здесь постоянное место жительства, которое они не в состоянии выполнить. Вследствие этого они попадают в порочный круг, находясь в Москве, где у них нет ни статуса, ни защиты, и становятся, из-за своей часто заметной внешности, постоянной мишенью для милиции, которая преследует их за нарушение режима регистрации (см. ниже). Фактически, московские правила превращают в пустой звук все международные и федеральные нормы по предоставлению убежища.


50) Это те лица, которые обратились в Московскую миграционную службу за предоставлением статуса беженца или вынужденного переселенца и получили такой статус. См. Андрей Каменский, Чужие в городе. Не имеется данных о том, в каком количестве и из каких регионов прибыли в Москву те беженцы или вынужденные переселенцы, которые вследствие ограничительных правил, действующих в Москве, не могут обратиться за предоставлением статуса.
51) По закону Российской федерации о вынужденных переселенцах, принятому 20 декабря 1995 г., ВП получают те же льготы, что и беженцы. К ВП причисляются не только российские граждане, вынужденные из страха преследования оставить свое место жительства в пределах Российской Федерации, но также российские граждане, которые аналогичным образом вынуждены были покинуть свои дома в другой стране и искать убежища в России.
52) Распоряжение №121-РМ "О процедуре предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца в г. Москве" от 14 марта 1996 г.
53) См. выше, во Введении, обоснование ММС такой политики.
54) Около 1900 таких беженцев до сих пор живут в гостиницах и санаториях.
55) Из-за острого недостатка финансирования Федеральная миграционная служба имеет очень ограниченный жилой фонд для расселения беженцев.
56) См. "Hotel Horror Highlights Refugee Plight," The Forced Migration Monitor, Number 14, November 1996, и "Hotel Horror Story Assumes Kafkaesque Character," ibid, Number 15, January 1997. См. также, Анна Политковская, "Тень расизма в России", Общая газета (Москва), 2 апреля 1997.