russia

Москва: Город для москвичей

Влияние регистрации на беженцев и вынужденных переселенцев

Московские положения о беженцах: в стороне от международных стандартов

Беженцы из-за пределов бывшего Советского Союза

На 1997 г. УВКБ ООН в России зарегистрировано в качестве беженцев 27,694 лиц - большинство из них из Афганистана, Сомали и Ирака. Многие из этих беженцев обращались в ММС за получением статуса беженцев в России и получили от ММС свидетельство о рассмотрении дела по существу, удостоверяющее, что их дело о предоставлении убежища находится на рассмотрении (далее - свидетельство). По российскому закону беженцы - независимо от того, признаны ли они УВКБ ООН - должны зарегистрироваться в центральном Управлении виз и регистраций (УВИР) 45 на тех же условиях, что и другие иностранные граждане. Новый российский закон о беженцах 46 перечисляет основания для регистрации, но в нем, как и раньше, остаются неясными условия, процедуры и документы, требующиеся для регистрации. В результате этого законодательного вакуума московская милиция и регистрационные власти полностью игнорировали и продолжают игнорировать статус беженца, признанный УВКБ ООН, и свидетельства ММС и требуют, чтобы беженцы, имеющие такие документы, регистрировались в милиции на тех же основаниях, что и любой другой иностранец из страны, не пользующейся правом безвизового въезда в Россию. За некоторыми исключениями, УВИР, имеющий полномочия регистрировать иностранцев, отказывается регистрировать таких беженцев. Беженцы в результате подвергаются штрафам, преследованиям и иногда угрозе депортации и возвращения в страну, из которой они бежали (см. ниже "Контроль за соблюдением режима регистрации"), поскольку у них отсутствует регистрация в милиции, которую УВИР в свою очередь отказывается им давать.

По новому закону о беженцах свидетельство ММС должно служить "основанием для регистрации ... лица, ходатайствующего о признании беженцем ... в территориальном органе федерального органа испольнительной власти по внутренним делам (статья 4.7)." Однако существуют четыре проблемы, продолжающие затруднять регистрацию беженцев. Во-первых, неясно, имеет ли эта статья обратную силу и, следовательно, может ли быть применена к тем беженцам, которые зарегистрировали в ММС свои заявления о предоставлении убежища еще до того, как был принят закон. Во-вторых, в законе ничего не говорится о том, будет ли такая регистрация в органах милиции служить достаточным документом для милиции в других регионах, помимо того, где беженец получил регистрацию. В-третьих, в законе не сказано, что свиделельство является единственным документом, который требуется для регистрации в милиции. 47 Наконец, удостоверения сейчас действительны на трехмесячный период установления статуса с возможностью однократного продления этого срока еще на три месяца. Но закон умалчивает о статусе свидетельства и процессе регистрации в случае, если процедура продлится дольше, чем предусмотрено в законе; таким образом, неизвестно, будут ли действительны свидетельства по окончании этого срока, и это вызовет проблемы у многих беженцев, поскольку дела очень редко рассматриваются в течение положенных шести месяцев.

Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки имеет основания предполагать, что московское Главное управление внутренних дел (ГУВД) вскоре издаст подзаконные инструкции, которые по всем четырем позициям будут продолжать ограничивать права беженцев на свободу передвижения. Особую озабоченность вызывает потенциальное требование, чтобы они предоставляли для регистрации в милиции все те же документы, что и другие лица, которых закон считает иностранцами. Как показывает следующий раздел, эта система настолько пронизана барьерами - одним из главных является нежелание арендодателей по ряду причин 48 извещать милицию о том, что в их квартире живет иностранец - и при активном исполнении этого закона проявляется такой повсеместный произвол и расизм, что фактически он ставит беженцев в положение незаконно находящихся в стране иностранцев. Такие действия противоречат праву, провозглашенному во Всемирной декларации прав человека, искать и получать убежище. Мы считаем, что УВИР должен принимать удостоверения УВКБ ООН как достаточное и исчерпывающее основание для регистрации. Более того, согласно Конвенции о беженцах российские власти обязаны выдавать удостоверения личности беженцам, находящимся на территории России и не обладающим действительными проездными документами (статья 27). 49


45) Управление виз и регистраций находится в ведении МВД.
46) Закон о внесении изменений и поправок в закон Российской Федерации "О беженцах", вступивший в силу 3 июля 1997 г. Несмотря на название, он фактически заменяет собой закон 1993 г. о беженцах. Российская газета, 3 июля, стр. 4.
47) Это относится к тем беженцам, которые, в ожидании установления статуса, предпочитают жить не в лагерях беженцев, а в частных квартирах.
48) В особенности чтобы избежать налога за аренду или субаренду.
49) Эта обязанность подчеркивается в Рекомендациях Исполнительного комитета УВКБ ООН № 35 (1984) "О документах, удостоверяющих личность беженца," где, помимо прочего, предусмотрено, что страны, которые не могут рассмотреть просьбы об убежище в срок, должны выдавать беженцам временные документы. Доклад на 35-й сессии: UN doc. A/AC.96651, para. 87(3).