russia

Москва: Город для москвичей

Влияние регистрации на беженцев и вынужденных переселенцев

Московские положения о беженцах: в стороне от международных стандартов

Россия не имеет централизованной системы рассмотрения просьб о предоставлении убежища. Федеральная миграционная служба (ФМС) является тем органом, на который возложена задача рассматривать такие просьбы через свои региональные подразделения. Сама ФМС является учреждением федерального уровня и в основном направляет миграционную политику и осуществляет надзор за работой своих девяноста региональных подразделений миграционной службы. Здесь Москва снова занимает особое положение. Московская миграционная служба является аномалией в этой системе, подчиняясь не ФМС, а правительству города Москвы, причем является его частью, и сотрудники ММС получают свою зарплату от городского правительства. 41 В целом процесс получения убежища в России страдает серьезными недоработками в плане процедур установления истинных беженцев и защиты их от возвращения в страну, откуда они бежали. Однако это не относится к теме данного доклада. 42

Московская миграционная служба (ММС), в свою очередь, применяет к беженцам свои правила и чаще всего отказывается рассматривать заявления лиц, не имеющих близких родственников в Москве или постоянной прописки в Москве. 43 В виде исключения ММС принимает заявления от беженцев из других стран (помимо СНГ и Балтийских государств), которых УВКБ ООН признает беженцами. Это является нарушением Конвенции о беженцах (статья 1), в которой беженец определяется как любое лицо, бежавшее из своей страны "вследствие обоснованного страха преследования по причине расы, религии, национальности, принадлежности к социальной группе или политических взглядов . . ."

Право на убежище является фундаментальным правом человека, и лица, пытающиеся воспользоваться этим правом, не должны сталкиваться с непреодолимыми бюрократическими преградами. В частности, беженец должен иметь право остаться в том месте, где рассматривается ее или его просьба об убежище в течение всего процесса рассмотрения, включая, если это необходимо, процесс апелляции в случае отказа. Нежелание московских властей предоставить беженцам такую возможность серьезно затрудняет реализацию права на получение убежища и нарушает как Всеобщую декларацию прав человека, так и дух Конвенции о беженцах. 44

Россия не сочла нужным централизовать процедуры предоставления убежища, однако неразумно возлагать на беженцев бремя поиска отделения, которое рассмотрит их заявления, находясь при этом под угрозой депортации со стороны местных властей, которые отказываются признавать охраняемый статус данного лица. Но именно это происходит в результате применения московских правил, особенно в случае беженцев из стран СНГ. Россия имеет полное право так организовать миграционные службы и предоставление информации, чтобы побудить беженцев подавать заявления за пределами Москвы, но эти службы также обязаны оказывать содействие беженцам, в отношении которых идет рассмотрение статуса, и которым нужно остаться в Москве до окончания процесса рассмотрения.

Наконец, когда выносится определение, что беженцы имеют законное право оставаться в России, они должны пользоваться всеми теми же правами, как любое другое лицо, законно находящееся на территории государства, и выбирать место своего проживания. Это право не должно ограничиваться, кроме как в интересах, перечисленных в МПГПП, рассмотренных выше.


41) Московская миграционная служба состоит в подчинении у Комитета по труду и занятости правительства Москвы.
42) В апреле 1997 г. Международная амнистия вынесла заключение, что защита беженцев в России настолько неудовлетворительна. что другие государства не должны считать Россию "безопасной третьей страной," куда можно возвращать беженцев. См. Amnesty International, "Russian Federation: Failure to Protect Asylum Seekers" (EUR 46/03/97) London, April 1997.
43) Согласно распоряжению №121-РМ о процедуре предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца в городе Москве от 14 марта 1996 г. Подробно об этой резолюции см. ниже.
44) Исполнительный комитет УВКБ ООН в 1977 г призвал правительства включить в основные процедурные требования для определения статуса беженца следующее:

Просителям должно быть позволено оставаться в стране до принятия решения по первоначальной просьбе компетентными властями, о которых упоминается в параграфе (3) выше, если этими властями не было установлено, что просьба является очевидным злоупотреблением. Им также должно быть позволено оставаться в стране, пока рассматривается апелляция в вышестоящем административном органе или в суде. Вывод №8 Исполнительного комитета, параграф 7 (1977).

Это предотвратит, к примеру, такую ситуацию, когда милиция предпринимает односторонние действия по депортации беженцев до того, как соответствующий миграционный орган примет решение и у беженца будет возможность обжаловать отказ. В стране таких размеров, как Россия, такой запрет также не даст возможности местным властям выдворять беженцев, ожидающих решения по своему делу.