russia

Москва: Город для москвичей

Регистрационная политика и отношение к беженцам в Москве: государство в государстве

Оценка

Даже с тремя внесенными изменениями, 33 выполнение Москвой федеральных правил возлагает административное и финансовое бремя на граждан, желающих зарегистрироваться, ограничивая их право на свободу передвижения, особенно во время кратких посещений. Кроме этого, существование отдельных правил для российских граждан и граждан стран СНГ, пользующихся правом безвизового въезда и пребывания в России, является дискриминационным в отношении последних.

Согласно существующим на данный момент правилам сейчас в Москве столько же препятствий мешают получить регистрацию на постоянное жительство, сколько их было и при советской системе прописки, и все они противоречат праву на свободу передвижения, провозглашенному в российских и международных законах. Конституция России безусловно гарантирует свободу передвижения в статье 27(1), где говорится: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства." Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанный Россией, говорит в статье 12 (1): "Каждый, кто законно находится на территории государства, должен в пределах этой территории иметь право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства." В статье 12(3) сказано, что эти права не могут быть объектом ограничений, "кроме тех случаев, которые предусмотрены законом, необходимы для защиты национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других людей, и не противоречат другим правам, признанным в настоящем пакте."

Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки осознает, что правительству может быть необходимо ограничить рост населения в городских зонах в рамках городского планирования с целью охраны здоровья и общественного порядка. Но такие ограничения должны быть продиктованы законом и необходимостью, т.е. с точностью адаптированы к нуждам, и не устанавливать больших препятствий к реализации права на свободу предвижения, чем это необходимо для достижения желаемых целей. Насколько нам представляется, правительства Москвы и области не выполнили своих обязательств по соблюдению этих критериев. 34

В этом контексте требования к регистрации налагают неоправданно сильные ограничения как на свободу передвижения, так и на свободу выбора места жительства по трем аспектам. Во-первых, ограничение временного пребывания шестью месяцами произвольно, т.е. не связано рациональным образом с такими интересами, как охрана здоровья населения и др. Во-вторых, для временного пребывания в жилищном секторе (т.е. не в гостиницах, санаториях и т.д.), а именно такой тип регистрации нужен примерно половине всех приезжающих, сама регистрационная процедура занимает столько времени, что представляет собой неоправданное бремя. Нужно сначала отстоять в очереди в местной жилищной конторе, затем то же — в отделении милиции, чтобы получить подпись начальника паспортного стола. Поскольку отделения милиции не принимают оплату наличными, а чеки не применяются в России частными лицами, нужно отстоять очередь в банке, чтобы заплатить регистрационный сбор, затем вернуться в отделение милиции с квитанцией банка и ждать выдачи регистрационных документов. У жилищной конторы и паспортного стола отделения милиции часто ограниченные часы работы, что еще больше осложняет этот процесс, который и без того может занять целый день.

Наконец, требование получения письменного согласия всех взрослых, прописанных на данной жилой площади, обременительно и дает частным лицам возможность наложить вето на реализацию важного права по причинам, которые могут быть совершенно не связаны с охраной здоровья общества и другими законными интересами государства. Несомненно, данное правило предусматривает такие обстоятельства — характерные для России, — когда разведенная пара вынуждена за отсутствием доступного жилья проживать в одном помещении. Однако оно не предусматривает ситуации, когда один из взрослых жильцов находится в отъезде, за границей или иным образом недоступен.

Далее, существующие в Москве требования дискриминационны. Российская Конституция (статья 62) провозглашает равенство прав иностранцев, законно находящихся на территории России, с правами российских граждан. Помимо этого, МПГПП провозглашает:

Каждое государство-член настоящего Пакта обязуется уважать и гарантировать всем лицам на своей территории и под своей юрисдикцией права, признанные в настоящем Пакте, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, родового или иного статуса.

Двойной денежный сбор и двойной режим санкций 35 — один для российских граждан, другой для иностранцев, — хотя и смягченный законом от июля 1997 г., явно нарушает принцип недопустимости дискриминации.

Во вступительной части к закону от 9 июля о регистрации, видимо, делается попытка оговорить особые условия для осуществления таких прав путем отсылки к стате 72 российской конституции, которая помещает под совместную юрисдикцию федеральных и региональных правительств целый ряд вопросов, таких как защита прав и свобод человека; использование природных ресурсов; образование; жилищное законодательство и другие сферы. Также упоминается статья 62(3), в которой сказано: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации." Поскольку законы Москвы очевидно не являются федеральными законами или международными соглашениями, двойной режим сборов является совершенно неконституционным.

В 1995 г. Комиссия ООН по правам человека, по рассмотрении четвертого периодического доклада России, рекомендовала отменить систему прописки во всех российских регионах. Комиссия сделала следующий комментарий:

Хотя в федеральном законе содержится положение об отмене прописки, Комиссия озабочена тем, что на региональном и местном уровнях система разрешений на постоянное жительство все равно применяется на практике, нарушая тем самым не только [российскую] конституцию, но и статью 12 Пакта... Комиссия рекомендует, чтобы отмена системы прописки была произведена во всей стране без исключений. 36

Всемирный банк также критиковал систему прописки, хотя на иных основаниях, нежели права человека. 37

Предположительно, одним из главных барьеров к расширению круга лиц, могущих получить постоянную прописку, является то. что прописка продолжает оставаться синонимом владения жильем. Многие москвичи, получившие прописку в советское время, сейчас являются владельцами своих квартир; те, кто не приватизировал квартиры, пользуются в основном теми же правами, что и владельцы, кроме права продать свою квартиру или завещать ее по наследству. В большинстве случаев их дети автоматически получают право постоянно жить в этой квартире, и такие семьи остаются в списках на улучшение жилищных условий или на получение субсидий для покупки жилья. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки считает, что, чтобы обеспечить более полную гарантию права на свободу передвижения и выбор места жительства, понятие постоянного жительства для вновь прибывших в Москву должно быть отделено от понятия владения жильем и законного (по российскому гражданскому законодательству) права на получение бесплатного муниципального жилья или жилищных субсидий.


33)Имеется в виду снижение регистрационного сбора для граждан СНГ; то, что приезжие из СНГ больше не должны обращаться за продлением регистрации каждые 45 дней (обе поправки внесены законом от 9 июля), и отмена не доступных большинству граждан сборов за разрешение на постоянное проживание.
34)Всемирный банк приписывает продолжающееся использование прописки в Москве и Санкт-Петербурге удлинению очередей на предоставление муниципального жилья. См. Всемирный банк, Russia: Housing Reform and Privatization: Strategy and Transition Issues. Volume I: Main Report (Washington D.C.: The World Bank, 1995). На стр. xix доклада удлинение очередей на муниципальное жилье связывается с нежеланием Москвы отменять прописку. В докладе говорится: "Эти растущие очереди были вызваны более быстрым темпом смены мест работы, увеличением внутренней миграции и более быстрыми темпами формирования новых семей, чем рост населения в целом. Вследствие этих удлиняющихся очередей и растущих цен на товары повседневного спроса, субсидируемых из местного бюджета, местные власти возражали против отмены прописки, которая в конце концов произошла в 1993 г. везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга."
35)Штрафы для граждан СНГ мягче, чем для российских граждан — неожиданный поворот, появившийся, несомненно, по недосмотру.
36)Human Rights Committee, Comments on Russian Federation, U.N. Doc. CCPR/C/79/Add.54 (1995).
37)См. The World Bank, Russia Housing Reform and Privatization: Strategy and Transition Issues. Volume I: Main Report (Washington D.C.: The World Bank, 1995). На стр.xix доклада говорится: "Система прописки как средство контроля населения была тупым и грубым административным инструментом, который дорого обошелся стране и в экономическом плане, и в плане социальной справедливости. Гораздо более удачной альтернативой является целевое применение местной администрацией программ жилищного строительства и избирательность мер социальной помощи." На стр. 29, где соотносится гибкость жилищной системы с эффективностью рынка труда, в докладе говорится, что "прописка и отсутствие жилья мешают трудящимся вносить свой вклад в развитие