russia

Москва: Город для москвичей

Регистрационная политика и отношение к беженцам в Москве: государство в государстве

Регистрация по месту жительства

Федеральные правила о регистрации по месту жительства, также содержащиеся в постановлении 713, довольно широки и устанавливают процедуру, аналогичную регистрации по месту пребывания. 24 Однако московскими правилами — постановлением 1030-43 — разрешения на регистрацию по месту жительства могут получить, в частности, только те граждане, которые приобрели жилище в собственность или имеют близких родственников, 25 с которыми они могут проживать. В большинстве случаев невозможно, например, получить регистрацию по месту жительства на основании долговременного договора об аренде. 26 Эти правила делают практически невозможным для среднего российского гражданина или гражданина СНГ получение регистрацию по месту жительства в Москве.

В 1996 г. Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционным 27 установленный законодательством Москвы в 1994 г. регистрационный сбор в 500 минимальных зарплат для граждан, прибывающих в Москву на жительство. 28 Более поздний закон Московской области, 29 принятый после решения суда в 1996 г., который устанавливает сбор в размере 300 минимальных месячных зарплат (более 22,5 млн рублей или 3.900 долларов) за разрешение на постоянное проживание, был признан неконституционным решением суда от 2 июня 1997 г., 30 и суд отдал распоряжение правительству Московской области отменить этот сбор. Важно отметить, что в последнем решении суд не только признал закон неконституционным на основании того, что размер взноса слишком велик, но отверг саму предпосылку закона, т.е. само по себе назначение сбора для возмещения расходов регионального бюджета на инфраструктуру.

Правительство Москвы отменило сбор в декабре 1996 г., 31 но по данным Гражданского содействия, ведущей организации по защите прав беженцев, регистрационные власти в городе Москве продолжают пытаться взимать огромные регистрационные сборы с тех, у кого заявления на постоянное место жительства во всем остальном в порядке. Суды г. Москвы систематически отдают властям распоряжения зарегистрировать заявителей. 32


24)Правила требуют, чтобы гражданин, изменивший место жительства, уведомил должностное лицо, ответственное за регистрацию, в течение семи дней со дня прибытия, предоставил документ, являющийся основанием для заселение в жилое помещение: ордер, договор, свидетельство о праве наследования или иной документ, квитанцию об оплате пошлины и другие документы. В регистрации может быть отказано на тех же основаниях, что и при регистрации по месту пребывания, а также по причинам, связанным с физическим состоянием жилища. Отказ может быть обжалован через суд.
25) К близким родственникам относятся родители, братья и сестры, дети, бабушки и дедушки, внуки.
26)Эта система вытекает непосредственно из системы прописки, которая соблюдалась в царское и советское время. До революции 1917 г. царское правительство ввело систему внутренних паспортов, чтобы привязать крестьян к их деревням. Прописка (то есть штамп в паспорте) была официально вновь введена в советское время в 1932 г. с целью контролировать передвижение граждан и предотвратить приток обедневших крестьян в более обеспеченные городские центры. Прописка была необходимым условием получения работы и всех социальных благ: обучения, медицинского обслуживания, пенсии, социального обеспечения и т.п. Квартиры, в которых граждане были прописаны, часто оставались жилищем одной и той же семьи в течение многих поколений. Помимо этого, иметь прописку в определенном районе было необходимо для постановки на очередь на получение государственного жилья в этом районе. Более подробное описание системы прописки и ее влияния на права человека содержится в докладе Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, "Russian Residence and Travel Restrictions," A Human Rights Watch Short Report, vol. 4, issue 14, August 1992.
Закон 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" заменил прописку системой регистрации для временного и постоянного проживания, которая должна была производиться исключительно в уведомительном порядке. Постановление 713 Федерального правительства было принято во исполнение этого закона.
27)Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство названные регионы №9-П от 4 апреля 1996 г.
28)Закон г. Москвы "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению содиально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство", принятый Московской городской Думой 14 сентября 1994 г.
29)Закон Московской области "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению содиально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на жительство", принятый Московской областной Думой 5 июля 1996 г.
30)Решение Конституционного суда Российской Федерации о рассмотрении конституционности закона Московской области о взносах по возмещению бюджетных затрат на развитие инфраструктуры и обеспечение социальных и жилищных условий гражданам, прибывающим в Московскую область на постоянное место жительства. Решение 10-П, 2 июля 1997 г.
31)Это было сделано путем замены Резолюции 1030 17 декабря 1996 г. совместным решением правительств города Москвы и Московской области Резолюцией № 979-42.
32)Интервью со Светланой Ганнушкиной, председателем Гражданского содействия 21 июня 1997 г. См. также, Организация юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев в городах и регионах России (Москва: Центр по правам человека "Мемориал, 1997 г.), стр. 33-38.