about

Выдержки из всемирного ежегодного доклада Хьюман Райтс Вотч за 2001 г.

Европа и Центральная Азия
Общий обзор

Правозащитная деятельность

Отношение к правозащитникам в регионе было самым различным. В некоторых странах им удавалось начать реальную работу, рассматривать национальное законодательство и обращаться по фактам нарушений в национальные судебные инстанции и Европейский суд по правам человека. Правительства других государств прилагали все усилия, чтобы свернуть деятельность правозащитников и подорвать доверие к ним.

16 октября недалеко от своего дома в Грузии был убит Антонио Руссо — журналист, занимавшийся нарушениями гуманитарного права в Чечне.

Иногда правозащитникам приходилось действовать в крайне враждебном окружении. В наибольшей степени это относится к Узбекистану, где власти уже давно отправляют активистов за решетку и отказывают в регистрации неправительственным правозащитным организациям. В минувшем году узбекское правительство так и не освободило двух активистов и продолжало преследовать тех, кто обращался к правозащитникам за помощью. Наблюдателям неоднократно отказывали в праве присутствовать на открытых процессах.

В Сербии правозащитники, невзирая на постоянные и необоснованные обвинения в том, что они — натовские шпионы, отстаивали процессуальные права политических заключенных из числа этнических албанцев. Один из сербских активистов — Боян Алексов был подвергнут пыткам в полиции.

В Киргизии отношение к правозащитникам резко ухудшилось, и это не компенсировалось даже расширением их контактов с международным сообществом. Власти обвинили несколько человек в "дестабилизации общественного порядка" и угрожали одному из наиболее известных активистов арестом, вследствие чего он был вынужден эмигрировать. В Туркмении любой правозащитный мониторинг вообще оставался под запретом.

Чтобы помешать работе правозащитных организаций, власти прибегали к целому ряду приемов. В Сербии несколько организаций были без каких-либо оснований подвергнуты налоговым проверкам. Азербайджанские власти запретили влиятельным НПО осуществлять мониторинг выборов. Правительство Белоруссии добилось выселения группы по оказанию юридической помощи и, как считают, стояло также за серией налетов и нападений неустановленных лиц на офисы других групп. В Казахстане от пожара, причина которого осталась неизвестной, пострадало помещение одной из ведущих правозащитных групп республики. МВД Грузии попросту закрыло программу НПО по предоставлению круглосуточной бесплатной юридической помощи задержанным.

Правозащитники сталкивались с трудностями в конфликтных и постконфликтных районах. Российское правительство тщательно дозировало доступ в Чечню, вследствие чего освещение правозащитной ситуации непосредственно из зоны конфликта было крайне затруднено. Хьюман Райтс Вотч систематически получала отказ в доступе в Чечню, в то время как ПЦ "Мемориал", ведущая российская правозащитная организация, сталкивался в своей работе в республике со множеством проблем. Группа российских НПО обращалась к странам-членам Совета Европы с настоятельным призывом подать на Россию межгосударственный иск в Европейский суд по правам человека. В Косово работа по правозащитному мониторингу на местах серьезно осложнялась из-за взаимного наложения последствий многолетних репрессий, вооруженного конфликта и установившейся в результате этого межэтнической розни.

В Европе правозащитники активно поднимали вопросы дискриминации и насилия в отношении цыган, которые часто оказывались в числе наиболее обездоленных категорий населения. В Румынии и Чехии дела о дискриминации цыган были направлены в Европейский суд по правам человека. В Греции удалось в одном случае временно приостановить выселение цыган. Семьи венгерских цыган из Замоли бежали во Францию, обратились там с просьбой о предоставлении убежища и подали на Венгрию в Европейский суд по правам человека за непредоставление им защиты от дискриминации и насилия.