uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Реакция государства на насилие в отношении женщин

Насилие в семье и уголовная юстиция

Самоубийство

Самоубийство жертвы насилия в семье зачастую становится единственным способом обеспечить уголовную ответственность жестокого супруга.

Проблема самоубийств среди женщин уже долгое время находится в поле зрения узбекских властей, особенно случаи самосожжения.257 Женские самоубийства стали одним из первых вопросов, открытых для обсуждения в обществе в недолгий период гласности конца 1980-х — начала 1990-х гг.258 Впоследствии власти не допускают появления в печати данных о количестве таких случаев, хотя проблема обсуждалась в докладе, подготовленном для ООН рабочей группой при Кабинете министров по вопросам роли женщин в развитии, обзоре для ооновской интернет-конференции "Пекин+5", а также в докладе Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который рассматривался в январе 2001 г.259

Несмотря на отсутствие статистики числа самоубийств в результате насилия в семье, Хьюман Райтс Вотч удалось получить косвенные свидетельства того, что эти два явления тесно связаны между собой. Активисты НПО утверждают, что хроническое невнимание к проблеме насилия в семье служит одним из факторов роста количества женских самоубийств. Часто, как в случае с "Джурахон", местные власти обращают внимание на семейное насилие только тогда, когда возникает опасение, что женщина может покончить с собой.260 Значение фактора насилия, как и систематического невнимания к нему, признается и неправительственными организациями, и представителями властей. Руководитель НПО по правам женщин рассказывает о случае в 1999 г.:

Мою сводную сестру муж бил, потому что она рожала одних девочек. Она повесилась, трех дочерей оставила. 16 лет они вместе были. Ей было шестнадцать, когда они поженились, только-только 8-й класс закончила. В больницу она много раз попадала [после побоев]. За год до того, как она повесилась, она пыталась отравиться. Тогда ее спасли... За 16 лет брака у нее четыре сотрясения было. Никому никогда не говорила, но соседи-то все слышали. Никогда не ходила ни к кому. Ее родственники хотели вызвать милицию, а она не давала. Отправила детей на улицу погулять и повесилась в ванной. Ее дети нашли... Милиция приехала, расследование было, никаких следов насилия не нашли. Уголовное дело не возбуждалось.261

Жестоких мужей время от времени предупреждают в милиции о возможном наступлении для них уголовной ответственности, если жена покончит с собой. В одном из кишлаков милиционер рассказывал представителям Хьюман Райтс Вотч:

Была женщина, но она вообще не хотела жаловаться. К нам сосед пришел, меры попросил принять. Жена сказала, что он ее бьет. Но, говорит, заявление писать не будет, потому что у нее четверо детей. Говорит: "Если я пойду в суд — семье конец". Я поговорил с мужем, сказал ему: "У тебя четверо детей... Есть случаи самосожжения. Если она себя сожжет, ты будешь отвечать".262

"Шарофат", которую муж регулярно избивал на протяжении 15 лет семейной жизни, говорила о безысходности, подтолкнувшей ее на попытку самоубийства: "Он бил меня так сильно, что зубов не осталось. Как минимум, раз в месяц. Кулаками бил. Сильнее всего бил, когда я беременная была... Я пожаловалась его родителям, а они: 'Это его дело, пусть бьет'". 263 В результате побоев у женщины четыре раза был выкидыш. Ее собственные родители большого участия к ее судьбе также не проявили: "Отец отказался отвести меня к врачу: 'Что я скажу, что ее муж ее бьет?' ... Я так уже устала от побоев, что даже не чувствую, когда бьет. Ничего больше не чувствую".264

Уголовные дела о доведении до самоубийства не так уж редки, и сообщения о них иногда проходят в прессе.265 Однако возбуждение такого дела и продолжение следствия зависит от отношения местных органов прокуратуры и милиции. В случае с 20-летней женщиной, которая покончила с собой в начале июня 2000 г., выпив уксусный концентрат, сотрудник милиции утверждал, что ее предсмертные показания в больнице безусловно повлекут для виновного уголовную ответственность:

В таких случаях врачи обязаны вызвать милицию. Мы пошли в больницу. Девушка сказала нам, что сделала это специально, потому что муж бьет ее, а свекор проклял. Год назад у нее был выкидыш на девятом месяце, и после этого в семье пошли ссоры. За день до того как она выпила уксус... свекор говорит ей: "Принеси чай". Она подала, но недостаточно вежливо. Он стал выговаривать ей, возникла ссора. Муж услышал и прибежал бить ее... На следующее утро, в 7.30 или 8 часов, она выпила уксус. Муж с родственниками привезли ее в больницу. В тот момент она была на седьмом месяце... Сначала, пока ее состояние позволяло, мы стали задавать вопросы. Она рассказала нам, что случилось, а потом потеряла сознание... Делом занялись следователи, и, скорее всего, оно будет передано в прокуратуру.266

Иногда однако, даже наличие таких показаний не может гарантировать, что дело дойдет до суда. Мать рассказала нам, как ее дочь покончила с собой после двухлетнего брака, перемежавшегося частыми побоями, приняв в 1996 г. чрезмерную дозу снотворного: "Через полгода она пришла домой и сказала, что муж бьет, ни за что бьет и глумится. Я не хотела, чтобы их семья распалась, из-за ребенка".267 Из материалов дела следует, что мать передала следователям из милиции, как дочь, перед тем как впасть в коматозное состояние, сказала ей, что муж издевался над ней: "Ты этого не сделаешь, только попробуй таблетки выпить".268 Районная прокуратура поначалу возбудила в отношении мужа уголовное дело по статье 103 УК (доведение до самоубийства). Затем дело было неожиданно закрыто, и мать специально наняла адвоката, чтобы добиваться его продолжения. В результате неоднократных обращений последнего в Генеральную прокуратуру дело пять раз закрывалось и возобновлялось, пока суд в итоге не признал свекровь погибшей виновной в менее тяжком преступлении — неоказании помощи пострадавшему. Сразу после этого, однако, в мае 1999 г. к ней была применена амнистия, и она не провела в заключении ни одного дня.269


257) Самоубийство считается в исламе греховным. Среди части мусульман Центральной Азии бытует убеждение, что самосожжение освобождает человека от этой "ответственности".
258) Интервью Хьюман Райтс Вотч с узбекским ученым-социологом, 17 мая 2000 г. В 1989 г. кинорежиссером Р.Мергенбаевой при поддержке самой Компартии был снят документальный фильм о самосожжении женщин. В 1995 г. она называла для 1990 г. цифру в 300 случаев, однако в период независимости власти не раскрывают статистику и блокируют попытки режиссера к продолжению работы над этой темой. Los Angeles Times, June 3, 1995.
259) Report on the Status of Women in Uzbekistan (Tashkent, 1999), pp. 32-33; Committee on the Elimination of Discrimination Against Women, Initial Reports of States Parties, Uzbekistan, February 2, 2000, p. 29. По данным Генеральной прокуратуры, приводимым во втором докладе, количество самоубийств среди женщин возросло с 1327 в 1995 г. до 1560 в 1998 г. (последний год, за который приводятся данные). В 1996-97 гг. их число составило, соответственно, 1460 и 1573. Представители НПО предупреждают, что эти цифры, скорее всего, занижены, поскольку в некоторых случаях смерть от отравления квалифицируется как случайная передозировка. Интервью Хьюман Райтс Вотч, 30 мая 2000 г. Упомянутые документы в Узбекистане правительством не публикуются и не распространяются.
260) Интервью Хьюман Райтс Вотч с председателем районного комитета женщин, 3 июня 2000 г.: "Она еще живет только из-за детей. Милиция его на ночь забирает, а потом отпускает обратно. Боюсь, что она может на себя руки наложить".
261) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 30 мая 2000 г.
262) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 3 июня 2000 г.
263) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 21 мая 2000 г.
264) Там же.
265) "Ишонч", 5 августа 2000 г., цит. по: BBC Monitoring, August 5, 2000.
266) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 4 июня 2000 г. Нам не удалось выяснить, было ли уголовное дело действительно возбуждено и чем оно завершилось.
267) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 27 мая 2000 г.
268) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 25 мая 2000 г.
269) Интервью Хьюман Райтс Вотч с адвокатом матери погибшей, 25 мая 2000 г. Мать обращалась также к парламентскому уполномоченному по правам человека, который, по сведениям, передал материалы на рассмотрение все той же Генеральной прокуратуре.