uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Реакция государства на насилие в отношении женщин

Демагогия властей

Узбекское правительство неоднократно публично заявляло, что признает серьезность проблемы насилия в семье. Так, на Имплементационном совещании Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека в октябре 1999 г. в Варшаве члены делегации говорили о наличии тенденции к росту всех видов насилия в отношении женщин, объясняя это, отчасти, негативным отношением в обществе к женщинам, которые жалуются, и недостаточной эффективностью работы правоохранительных органов.270 Правительство выражало намерение пересмотреть национальное законодательство "в интересах усиления ответственности за любое насилие, разработать и внедрить систему специальных служб помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию, разработать специальные программы подготовки работников правоохранительных органов, социальных и медицинских служб и других социальных органов в области методики оказания помощи жертвам насилия, а также организовать предоставление женщинам консультативных и информационных услуг по проблеме предупреждения насилия и т.д."271

Национальная программа, подготовленная правительством в развитие Пекинской конференции ООН по проблемам женщин 1995 г., гласит, что правоохранительными органами республики этому вопросу уделяется повышенное внимание.272 Однако на деле власти реализовали лишь немногие из безусловно правильных пунктов заявления 1999 г. Более того, с реализацией государственных программ общественные настроения, способствующие насилию в семье, не только не исчезли, но даже, возможно, усилились.

Со времени объявления в 1998 г. Годом семьи государственные органы стали уделять внимание проблемам семьи в целом; вопросы насилия в семье иногда оказываются в сфере охвата различных образовательных, просветительских и социальных программ, создаваемых в этих рамках.273 Усилия государства в данной области можно разделить на три группы: реформа законодательства, изменение политики в охране правопорядка, а также просвещение и дискуссии в СМИ.

Наиболее заметным проявлением изменения государственной политики в отношении семьи за последние несколько лет стало принятие в апреле 1998 г. нового Семейного кодекса, заменившего советский кодекс 1969 г. При обсуждении проекта ряд юристов и защитников прав женщин предлагали включить в него отдельные положения о насилии в семье, однако в окончательном варианте их предложения отражены не были.274 Государственные чиновники, работающие в области прав человека, объясняют это тем, что, в отличие от Запада, "сознательность" еще не достигла того уровня, когда такие положения стали бы уместны.275 В тот период ученые и представители НПО также отмечали, что статья 8 Семейного кодекса (Применение местных обычаев и традиций в семейных отношениях) может противоречить Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая обязывает государств-участников "принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин".276 По мнению узбекских правоведов, статья 8 нового Семейного кодекса придает дополнительную легитимность "традиционному" взгляду на семейные отношения. Статья 8 гласит:

При отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан.277

Несмотря на расплывчатость формулировки и ссылку на принципы законодательства, в число которых входит и равенство в отношениях между полами, правоведы и защитники прав женщин опасаются, что такое равенство может быть в итоге нарушено.

С точки зрения защиты прав женщин, позитивной чертой нового закона стало положение, разрешающее заранее заключать брачный договор, в котором оговариваются условия раздела имущества в случае развода.278 Работники областного комитета женщин рассказывали об активной пропаганде таких договоров в рамках своей программы добрачного образования (см. ниже), однако максимальное число договоров, реально заключенных по какой-либо из областей к середине 2000 г., достигало лишь 34.279

В 1998 г. правительство ввело некоторые изменения в правоохранительную систему; последние, однако не включали такие базовые моменты, как общенациональный учет заявлений о случаях насилия в семье. В докладе Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин Узбекистан заявлял о принятии "ряда организационных и практических мер по предупреждению насилия в отношении женщин", но никаких фактов при этом не приводилось.280 При этом к числу таких мер относится создание координационного совета правоохранительных органов (МВД и прокуратуры) по вопросам насилия в семье, заседания которого проходили и в 1998 г., и в 1999 г.281 На свои письменные запросы о деятельности совета в настоящее время Хьюман Райтс Вотч не получила ответа ни из прокуратуры, ни из МВД, хотя известно, что по его решению была введена процедура ежемесячной проверки сотрудниками милиции семей, по которым поступали заявления о случаях насилия.

Наиболее заметной мерой стали программы просвещения общества и подготовки работников соответствующих государственных и общественных структур. В рамках Года семьи власти развернули общенациональную программу добрачного обучения учащихся в старших классах средней школы. Общее руководство этим процессом осуществляется органами исполнительной власти районного уровня при активном участии комитетов женщин. В двух из трех обследованных Хьюман Райтс Вотч областей представители районной администрации сообщали об участии в этом также ряда квазиНПО, действующих при поддержке государства, таких, как "За здоровое поколение" (Soghlom Avlod Uchun), Центр "Женщина и здоровье" (Ael va Salomatlik) и Центр семьи (Oila). К чтению курса могут привлекаться также юристы и врачи, хотя, по утверждению представителя одной из НПО по правам женщин, половое воспитание было исключено из официальной школьной программы.282 В некоторых областях в разработке и реализации таких программ принимают участие действительно неправительственные организации, к которым относятся, например, создаваемые в последнее время центры кризисной помощи. Помимо школьной программы, комитет женщин и другие государственные инстанции (парламентский уполномоченный по правам человека) организуют в районах и махаллях учебные семинары для местных активистов и общественников.283

Детальный анализ учебных программ для школьников и активистов на местах выходит за рамки настоящего доклада. Поскольку их реализация возложена на местную администрацию, содержание может значительно различаться в зависимости от региона и даже в пределах одной области. Безусловно, некоторые из них уделяют значительное внимание природе насилия в семье и его недопустимости, в то время как другие затрагивают эту тему лишь формально. Из бесед с представителями местных властей, которые непосредственно отвечают за реализацию программ, складывается впечатление, что "подготовка молодежи к семейной жизни" зачастую основывается на утверждении "традиции" в той ее части, которая винит в семейном конфликте в первую очередь женщину.284 Поскольку недопустимость насилия в семье может и не фигурировать в такой программе, основной упор на покорность и подчинение женщины способствует формированию "обвинительного уклона" в отношении последней и атмосферы безнаказанности для виновного. По словам представителя одной из женских НПО, "проводимые комитетом женщин конкурсы на звание лучшей келин [юной хозяйки] носят унизительный для девочек характер — например, соревнование по утюжке. Получается, что к ним относятся как к домашней прислуге".285 ">Из комментариев сотрудников нескольких "государственных" НПО следует также, что образование, направленное на предотвращение разводов, ставит абсолютную цель сохранения семьи выше защиты прав ее членов.286

Средства массовой информации уделяют семейной жизни значительное внимание, пропагандируя положительные примеры и модели поведения. В условиях абсолютного контроля государства над СМИ не приходится сомневаться в том, что освещение вопросов семьи и женщин ведется в русле утвержденной политики.287 Узбекские СМИ вообще избегают излишнего "негатива", так что неудивительно, что проблема насилия в семье по определению не получает объективного освещения.288 По данным обследований, проведенных известной НПО по правам женщин, преподносимое государственными средствами массовой информации видение роли женщины в семье, утверждая стереотип об ответственности самих женщин, создает для последних дополнительные препятствия в получении помощи или защиты от семейного насилия.289 Более того, СМИ, как правило, внушают женщинам и девушкам, что именно их собственная неподготовленность как жен и невесток и служит источником семейных проблем, избежать которых можно лишь благодаря еще большей покорности и уступчивости. Ряд должностных лиц, среди которых был и бывший судья, выражали удовлетворение таким подходом как единственно способным разрядить обстановку в семьях. Руководитель областной ассоциации женщин-адвокатов отмечала: "На ташкентском ТВ была программа под названием "Как сохранить семью". Там показывали молодых женщин, которые понимают, что должны заботиться о старшем поколении".290 Однако высказывалось и другое мнение, в особенности некоторыми активистами НПО, опасавшимися, что акцент на послушание и покорность женщины чреват подрывом усилий по обеспечению ее прав, включая право не подвергаться насилию.291


270) "Improvement of the Women's Status in Uzbekistan," IMP/98 no. 191E, October 30, 1998. См. также: Ф.Х.Бакаева. Омбудсман Республики Узбекистан и проблемы обеспечения прав женщин. // Женщина, право, общество. Ташкент, 1999, стр. 75-76.
271) Там же, стр. 4.
272) Национальная платформа действий по улучшению положения женщин в Узбекистане и повышении их роли в обществе. Основные меры по ее реализации. Ташкент, 1999, стр. 67-68.
273) Указ Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 1997 г.; информация о создании национальной комиссии по "улучшению условий жизни семьи", прошедшая по первой программе узбекского радио 9 декабря 1997 г., цит. по: BBC Worldwide Monitoring, December 10, 1997.
274) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 29 мая 2000 г.; Обсуждаем проект Семейного кодекса республики. "Вечерний Ташкент", 15 апреля 1998 г.
275) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 18 мая 2000 г.
276) "Вечерний Ташкент", 15 апреля 1998 г.; статья 2(f) КЛДЖ.
277) Данная статья может поставить положение женщины в семье в зависимость от подвижных норм обычного права, которое редко защищает интересы женщины. Подробнее см. Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч за 2000 г.
278) Статьи 29-36 Семейного кодекса.
279) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 20 мая 2000 г.
280) CEDAW/C/UZB/1, February 2, 2000, p. 28.
281) В докладе Узбекистана Комитету ООН не говорилось, проводились ли в дальнейшем заседания совета.
282) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.
283) Интервью Хьюман Райтс Вотч с представителем национального Комитета женщин, 16 мая 2000 г.
284) Интервью Хьюман Райтс Вотч с представителем национального Комитета женщин (16 мая 2000 г.), председателем районного комитета женщин (20 мая 2000 г.), председателем муниципального комитета женщин (1 июня 2000 г.)
285) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.
286) Интервью Хьюман Райтс Вотч с руководителем областного отделения "Ойла", 22 мая 2000 г.
287) В Узбекистане сохраняется советская практика предварительной цензуры всех печатных материалов Комитетом по охране государственной тайны. Не менее жесткому контролю подвергаются и электронные СМИ. См.: "Violations of Media Freedom: Journalism and Censorship in Uzbekistan," A Human Rights Watch Report, vol. 9, no. 7, July 1997; U.S. Department of State Annual Human Rights Reports, Uzbekistan, 2000, http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2000/eur/index.cfm?docid=858.
288) Правительство утверждает, что печатный орган МВД газета "На посту" регулярно пишет о борьбе милиции с насилием в семье. См.: Национальная платформа..., стр. 67.
289) M. Tokhtakhodjaeva, "Traditional Stereotypes and Women's Problems in Post-Soviet Uzbekistan: A Survey of the Mass Media," Women living under muslim laws, Dossier 22 (November 1999), p. 41.
290) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 22 мая 2000 г.
291) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.