СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Женщины в узбекском обществе: общий обзор
Период независимости
Сразу после роспуска СССР в 1991 г. обозначился конфликт между утверждением узбекских "национальных традиций" и теми элементами советского наследия, которые способствовали равноправию женщин. Как и во многих других посткоммунистических обществах, в смутный период, последовавший за распадом советского блока, отношение к роли женщины вообще, ее работе и месту в семье стало более консервативным.15 Социологи отмечают, что "одним из наиболее полно разработанных и энергично продвигаемых компонентов новой национальной идеологии Узбекистана становится идеализация дореволюционного прошлого, когда ограничение роли женщины частными рамками якобы делало богаче как жизнь самой женщины, так и нации в целом".16 Для власти независимого Узбекистана, представляемой президентом И.Каримовым, характерны попытки примирить непримиримое: утверждается о сохранении советских традиций равноправия женщин при одновременных попытках правительства легитимизировать независимость через возрождение национальной культуры и отдельных черт досоветского общества.
Еще более противоречивой делает такую позицию двойственный подход властей к исламу, который также поддерживается как один из элементов национальной культуры и самосознания и подавляется при попытках посягательства на власть государства.17 В заявлениях официальных лиц ислам в целом предстает как препятствие на пути реализации женщинами своих прав, в то время как ингнорируются отдельные стороны исламского наследия самой Средней Азии, связанные с эмансипацией (движение джадидов). После обретения независимости республика переживает всеобщее религиозное возрождение, несмотря на то что в Узбекистане сохраняются советские методы государственного контроля над религией. В рамках этого процесса часть граждан, не доверяя государственному исламу и получив доступ к информации о его течениях в различных странах мира, выбирает альтернативные с догматической и обрядовой точки зрения варианты, многие из которых являются более строгими, чем утвержденная правительством норма.18 Отдельные женщины, в особенности молодые, вновь начинают носить предписанную религией одежду.19
Разгромив к середине 1990-х гг. всю светскую оппозицию авторитарному режиму И.Каримова, государство стало более враждебно относиться и к неподконтрольным ему формам отправления религии, усматривая в них потенциальный проводник социальной критики и гражданского неповиновения. Ответом на якобы политическую угрозу со стороны независимого ислама стало принятие в 1998 г. Закона "О свободе совести и религиозных организациях", который жестко ограничил любую религиозную практику вне установленных государством рамок и запретил ношение в общественных местах "религиозной одежды".20 Вскоре после принятия этого закона из вузов были исключены десятки молодых женщин, отказавшихся выполнять требование о запрете хиджаба.21 В настоящее время женщины, соблюдающие религиозные предписания в одежде, подвергаются властями различным притеснениям, в том числе арестам и штрафам.22g Любопытно, что в качестве оправдания государственной кампании против независимых мусульман президент И.Каримов ссылается на намерение базирующейся за границей исламской оппозиции установить в республике режим, аналогичный режиму талибов в Афганистане, и заставить женщин закрывать лицо.23
В попытке сохранить хоть что-то из советской традиции формального женского равноправия Узбекистан, тем не менее, включил принцип равенства полов в Конституцию и некоторые другие законы и ввел ряд административных мер по защите статуса женщин. Статья 18 действующей ныне Конституции 1992 г., предоставляет всем гражданам одинаковые права без различия пола, ей вторит статья 46: "Женщины и мужчины имеют равные права".24 Семейный кодекс Узбекистана, в редакции 1998 г., также содержит четкие гарантии равенства мужчин и женщин перед законом (статья 2 "Равноправие женщин и мужчин в семейных отношениях" и статья 3 "Равноправие граждан в семейных отношениях").25
Помимо этого, узбекское правительство выступило с рядом деклараций и предприняло ограниченные политические шаги в интересах защиты прав женщин. Президентский указ 1995 г. "О мерах по повышению роли женщин в государственной и общественной жизни" предоставил государственные должности представителям национального Комитета женщин — преемника Комитета советских женщин.26 В соответствии с указом председатель Комитета женщин является по должности заместителем премьера, а руководители отделений Комитета на областном, районном и муниципальном уровнях — заместителями назначаемых глав соответствующих администраций, хокимов.27 В качестве заместителей губернаторов и мэров представители Комитета женщин отвечают за распределение социальных выплат женщинам и семьям, в также за другие "женские" направления. Несмотря на имеющиеся у них формальные полномочия, комитеты не признаются многими наблюдателями как значимый фактор; их считают, скорее, чисто административными образованиями, не оказывающими серьезного влияния на выработку политических решений.28
15) Mary Buckley, "Victims and agents: gender in post-Soviet states," in Mary Buckley, ed. Post-Soviet Women: From the Baltic to Central Asia, p. 7. See also Lynne Attwood, "The post-Soviet woman in the move to the market: a return to domesticity and dependence?" in Rosalind Marsh (ed.), Women in Russia and Ukraine (Cambridge, 1996), pp. 255-266.
16) Доклад антрополога Э.Константин на семинаре Всемирного банка, май 2000 г.
17) Republic of Uzbekistan. Crackdown in the Fargona Valley: Arbitrary Arrests and Religious Discrimination. A Human Rights Watch Report, vol. 10, no. 4, May 1998; Mehrdad Haghayegi, Islam & Politics in Central Asia, New York, 1996.
18) Haghayegi, Islam & Politics; Б.Бабаджанов. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане. "Центральная Азия и Кавказ", № 1(2), 1999, стр. 181-182.
19) Принимая решение о следовании религиозным предписаниям в одежде (хиджаб), большинство узбекских женщин делают сегодня выбор в пользу платья, используемого консервативными мусульманками в Турции и других неарабских частях исламского мира: длинный свободный покрой и шарф, прикрывающий голову и шею, а иногда и все лицо кроме глаз. Традиционный среднеазиатский вариант, паранджа и чачван (надеваемый на голову балахон на все тело с сеткой напротив лица, напоминающий афганскую бурку), остается редкостью.
20) Статья 14.
21) Исключались также студенты-мужчины — за ношение бороды. См.: Uzbekistan. Class Dismissed: Discriminatory Expulsions of Muslim Students, A Human Rights Watch Report, vol. 11, no. 12, October 1999.
22) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 26 мая 2000 г. После исключения из светского университета наша собеседница закончила вновь созданную исламскую школу для девушек. За упорное ношение покрова на лице в общественных местах она неоднократно подвергалась милицией штрафам и избиениям.
23) Первая программа радио Киргизстана, цит. по: BBC Monitoring, August 20, 2000.
24) Конституция Республики Узбекистан, принята 8 декабря 1992 г.
25) Семейный кодекс Республики Узбекистан.
26) Подробнее об истории Комитета советских женщин, "одной из институциональных основ старого режима", см.: Mary Buckley, "Adaptation of the Soviet Women's Committee: Deputies' voices from 'Women of Russia,' in Buckley, ed., p. 159.
27) "Правда Востока", 12 декабря 1995 г.
28) Shireen Akiner, "Between tradition and modernity," pp. 292-293.
|