uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Женщины в узбекском обществе: общий обзор

Ставший независимым в 1991 г., Узбекистан заявляет о своей древней истории. Стремление воскресить вновь, ввести национальные традиции, подкрепив таким образом молодую государственность, серьезно осложняет в постсоветский период реализацию женщинами своих прав. Риторика о правах женщин используется узбекским правительством лишь для доказательства современного характера общества, находящегося в процессе выработки нового национального самосознания. Однако противоречивые заявления властей не содержат однозначных установок, поскольку правительство одновременно говорит и о "традиционной" роли женщины как хранительницы культурного наследия.1

Вопреки собственным заявлениям о защите прав женщин, правительство также периодически призывает к отказу от всего советского и на замену ушедшему в небытие коммунизму продвигает некую стилизованную версию "традиции" как основной инструмент формирования национального самосознания и национальной идеологии. Такая политика сопровождается определенным риском для государства, учитывая сохранение власти в руках выходцев из советской номенклатуры, а также то обстоятельство, что в основе заявки Узбекистана на современную государственность фактически лежат результаты советской власти. Именно в период СССР республика оформилась территориально, были упорядочены языки и составлена ее история, получили образование несколько поколений элиты и произошло "освобождение" узбекских женщин.


1) Nick Megoran, "Theorizing gender, ethnicity and the nation-state in Central Asia," Central Asian Survey (1999), 18(1), pp. 99-110.