uzbek

До занятий не допускаются:
дискриминационные отчисления студентов-мусульман

Масштабы отчислений и характеристика студентов

Сотрудниками Хьюман Райтс Вотч были получены подтверждения того, что в 1997-98 годах администрация четырех высших учебных заведений Узбекистана отчислила или отстранила от занятий двадцать шесть студентов, большинство из которых составляли женщины, за их религиозный внешний вид. Эта цифра учитывает не весь объем имеющейся информации, поэтому фактическое количество отчисленных студентов, по-видимому, значительно выше.44 Имели место также исключения учеников из средних общеобразовательных школ.

Студентов отчисляли из Ташкентского государственного университета, из Института востоковедения, Ферганского государственного университета, Педиатрического медицинского института и из средней школы в Ташкенте за ношение бороды или исламской одежды. Согласно данным, полученным из достоверных источников, систематические отчисления и преследования учащихся, аналогичные зафиксированным в данном докладе, имели место также в других высших учебных заведениях — как в Ташкенте, так и в масштабах всей страны, а некоторые студенты утверждают, что дискриминация за пределами Ташкента была еще более жестокой.45

Отчисленные студенты, о которых говорится в данном докладе, изучали светские дисциплины, в том числе иностранные языки, историю, математику, медицину, физику и экономику. Некоторые из студентов получили награды на национальных студенческих олимпиадах по избранным ими предметам. Семьдесят пять процентов отчисленных студентов учились на последнем курсе и должны были вскоре получить диплом о высшем образовании.

Отчисленные студентки носили закрепленные спереди однотонные платки со вставкой, закрывающей нижнюю часть лица. Сотрудники Хьюман Райтс Вотч отмечают, что некоторые из отчисленных студенток носили узорные платки, повязанные, как описано выше. Также были сообщения о том, что некоторые из исключенных студенток носили платки, оставлявшие их лица открытыми.

Большое число студентов, опрошенных сотрудниками Хьюман Райтс Вотч, стали практикующими мусульманами относительно недавно. Они являются практикующими мусульманами или придерживаются более строгих правил ислама от одного до трех лет и лишь недавно начали носить предписанную исламом одежду или отпустили бороду.

Студенты часто говорили, что им трудно убедить родителей в том, как важна для них вера, поскольку их родители, выросшие при советском строе, не привыкли открыто выражать свою религиозность и не воспитывали детей в строгих мусульманских обычаях. Большинство родителей не только не заставляли детей принять более строгую мусульманскую традицию, но напротив, опасались набожности своих детей и даже возражали против нее. Несколько студенток рассказали сотрудникам Хьюман Райтс Вотч, что родители пытались заставить их подчиниться требованиям вуза и снять платки. Давление родителей достигло успеха в некоторых случаях, когда девушки согласились прекратить носить хиджаб. Родителями руководило, с одной стороны, искреннее желание, чтобы их дети получили высшее образование, а с другой стороны, страх наказания, которое угрожало молодым людям, открыто проявляющим свою набожность в условиях гонений на приверженцев строгой мусульманской веры в современном Узбекистане. В двух случаях от студенток отвернулись родные и друзья после того, как девушек отчислили из вузов и заклеймили как "ваххабиток". Соседи и бывшие друзья одной студентки, когда она вернулась в родную деревню, подвергли ее насмешкам и презрению. Семья другой студентки отказалась от нее, и девушку выгнали из дома.46

Никто из студентов, опрошенных Хьюман Райтс Вотч, не причислял себя к "ваххабитам", и все были очень огорчены тем, что их ассоциируют с этим стереотипом. Многие даже затруднялись дать определение "ваххабизму" иначе, нежели ссылаясь на негативные образы в контролируемых правительством средствах массовой информации.


44) Независимые наблюдатели-правозащитники считают, что фактическая цифра намного выше. Например, студенты Ташкентского государственного университета утверждают, что не менее сорока студентов (и женщин, и мужчин) были исключены из одного лишь этого учебного заведения. Интервью Хьюман Райтс Вотч с респондентом, просившим не называть его имени, Ташкент, 23 мая 1998 года. Хьюман Райтс Вотч считает эти источники достоверными, однако мы не имели возможности получить независимое подтверждение всех названных случаев.
45) Анонимное интервью Хьюман Райтс Вотч, Ташкент, 27 мая 1998 г. Сотрудники Хьюман Райтс Вотч получили достоверные сообщения от узбекских правозащитных организаций и от учащихся, однако не имели возможности получить независимое подтверждение того, что религиозных студентов-мусульман отчисляли также следующие вузы: Каршинский педагогический институт, Ташкентский фармацевтический институт, Бухарский государственный университет. Следующие вузы оказывают давление на религиозных студентов: Ташкентский медицинский институт, Финансовый институт, Ташкентский текстильный институт и Ташкентский институт иностранных языков.
46) Интервью Хьюман Райтс Вотч со студентами Ташкентского государственного университета, имена которых не раскрываются, 23 мая 1998 г.