США

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

НЕПОДВЛАСТНЫЕ
ПРАВОСУДИЮ

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Подотчетность обществу и прозрачность

Реформы, нацеленные на обуздание злоупотреблений со стороны полиции, — или по крайней мере наказание отдельных виновных полицейских — происходят, только когда средства массовой информации или открытые судебные процессы привлекают внимание общества к проблеме. То, что реформы и привлечение виновных к ответу имеют место довольно редко по сравнению с общим числом случаев насилия, частично объясняется недостаточной осведомленностью общества о проблеме полицейского насилия.

Агентства гражданской проверки, на которые возложена задача мониторинга и в некоторых случаях расследования необоснованного применения силы полицией, ослаблены со всех сторон: профсоюзами полицейских, которые их критикуют, городскими властями, которые недостаточно их финансируют, и полицейскими, которые отказываются сотрудничать с ними. Кроме того, ограниченные полномочия большинства агентств гражданской проверки не способствуют тому, чтобы широкая общественность участвовала в их работе и поддерживала их. Некоторые агентства проверки не публикуют докладов, а другие предоставляют общественности неполную информацию. Ни в одном из рассмотренных нами докладов не указано, был ли в конкретном случае виновный полицейский подвергнут дисциплинарному взысканию или уголовному преследованию. Хотя эти агентства представляют собой наиболее открытую часть правоохранительной системы, однако в их докладах почти никогда не содержатся даже самые основные сведения о конкретных случаях, которые могут заинтересовать общественность.

Отделы внутренних расследований — основные органы, занимающиеся расследованием жалоб на незаконное применение силы полицией, действуют, как правило, в режиме строжайшей секретности. В результате этого население, которому должны быть подотчетны полицейские департаменты, фактически не знает, следит ли полиция за порядком и законностью в своих собственных рядах. Информацию о деятельности отделов внутренних расследований получить практически невозможно; в некоторых городах представители таких отделов либо отказались удовлетворить, либо попросту проигнорировали просьбу Хьюман Райтс Вотч о предоставлении хотя бы самой элементарной информации, а некоторые из них отказались сообщить даже данные о количестве следователей и других сотрудников в их штате. Важнейшие сведения, такие, как количество случаев смерти арестованных в конкретном департаменте полиции, как правило, не сообщаются либо сообщаются таким образом, что по ним невозможно определить, по чьей вине наступила смерть. Хотя представители полиции утверждают, что информацию о расследованиях и дисциплинарных слушаниях держат в секрете из соображений конфиденциальности, тем не менее они также отказываются давать эти сведения без упоминания имен и иной частной информации.

Не меньшей скрытностью отличается и местная прокуратура. Уголовные дела против полицейских, обвиняемых в нарушении прав человека, обычно возбуждают по таким статьям, как тяжкое убийство, неумышленное убийство, преступное нападение, нанесение побоев или изнасилование. Как правило, нигде не публикуются общестатистические данные о возбуждении уголовных дел против сотрудников полиции, об основаниях для принятия обвинительных решений и об успешности обвинения в таких делах. В отсутствие данных о количестве возбужденных уголовных дел против полицейских — в большинстве окружных прокуратур такая статистика не ведется — невозможно с достоверностью установить, насколько добросовестно местная прокуратура ведет такие дела (и, соответственно, следует ли федеральной прокуратуре начать собственное расследование).

Немногим полезнее и федеральная статистика. Федеральная прокуратура отслеживает количество поступивших в Департамент юстиции жалоб на нарушение гражданских прав, а также количество вынесенных обвинений и заведенных уголовных дел, но проблема состоит в том, что два различных отдела Департамента юстиции параллельно ведут две несовместимые базы данных, а Федеральное бюро расследований собирает собственные отличные от других органов данные по случаям нарушений гражданских прав – так что в результате ни одно из ведомств не может предоставить общественности полную информацию о жалобах на действия полиции и о заведенных уголовных делах против полицейских в конкретном округе или городе США. Также Департамент юстиции не публикует анализ собственной статистики, какой бы несовершенной она ни была, т.е. не дает объяснений по поводу повышения или снижения числа жалоб на жестокость полиции в каком-либо регионе или по какой-либо категории.

Спустя почти четыре года после того, как Конгресс призвал Департамент юстиции выпустить национальный доклад по незаконному применению силы полицией, этот доклад еще не опубликован. В ноябре 1997 г. Департамент юстиции выпустил предварительный доклад с описанием пилотного опроса семей о контактах между полицией и населением, а в мае 1998 г. был начат первый проект по сбору данных для определения состояния дел относительно применения силы полицией. Однако, несмотря на данный Конгрессом мандат, согласно которому Департамент юстиции должен собирать данные о незаконном применении силы правоохранительными органами, в опросе 1997 г. семьям задавали вопросы о всех видах контактов с полицией как позитивных, так и негативных, а в рамках проекта по сбору данных о применении силы, возглавляемого Международной ассоциацией начальников полиции, собираются данные, относящиеся к очень небольшому проценту департаментов полиции — тех, которые добровольно сообщают сведения об имевших место инцидентах.

В целом в предварительных докладах обойден главный вопрос, ответ на который Конгресс хотел получить от Департамента юстиции. Мы призываем Департамент юстиции сосредоточить усилия на этой проблеме и перераспределить средства, выделяемые на исследования, чтобы подготовить доклад, отвечающий данному ему мандату. Без информации, запрошенной Конгрессом, и ряда других сведений правительству и местным департаментам полиции будет очень сложно и даже невозможно разработать разумную политику, в которой необходимость поддержания порядка будет сочетаться с абсолютным требованием защищать каждого гражданина, находящегося под юрисдикцией государства, от нарушений прав человека со стороны сотрудников полиции.



Webmaster