Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Угрозы и запугивания в адрес журналистов

ТВ "СМ-1"

В июле 1998 г. президент выступил с речью о политической и социально-экономической ситуации в стране на девятой сессии Маджлиси Оли. Во время трансляции выступления по государственному телевидению независимый ходжентский телеканал ТВ "СМ-1" продолжал вещание в обычном режиме. При этом в студию дважды звонили из городской администрации Ходжента (хукумата), предупреждая, что канал должен либо прервать передачи для трансляции выступления президента, либо вообще прекратить вещание. Дежурный отвечал, что в отсутствие директора канала или главного сценариста он не имеет права вносить изменения в передачи, и вещание продолжалось в обычном режиме. Один из руководящих сотрудников канала рассказывает:

На следующий день или около того из хукумата позвонили мне домой, меня тогда не было. Они грозили моей жене: "Мы его уничтожим! Он у нас исчезнет! Уволим!" — и так далее. После этих угроз, это был зампред хукумата, я сам ему позвонил, мы очень резко поговорили. Он сказал, что просто выполнял приказ ... в любом случае, у нас теперь профессиональные, хотя и не обязательно дружеские отношения.72

Действующее законодательство в области СМИ не содержит положений, которые требовали бы от независимых телеканалов транслировать выступления президента в то время, когда они передаются по государственному телевидению.

"Суруш"

В середине дня 3 апреля 1998 г. двое неустановленных вооруженных мужчин явились в кабинет директора газеты "Суруш" в здании "Таджикпресс" в Хатлонской области, выразив протест против распространения в области "оппозиционной газеты". Они, по сведениям, сказали, что "жителям Хатлона не нужна эта газета", и "убедительно попросили" директора не распространять в дальнейшем "Суруш" в Хатлонской области.73 После этого случая распространение газеты в области было прекращено.

Вслед за публикацией статьи под заголовком "Прощай, тиф — здравствуй, сифилис" с критическим описанием некоего сотрудника милиции, который, как утверждали, часто пользовался услугами проституток, главного редактора Рахматкарима Давлата и автора статьи Раджаби Мирзо вызвали 31 марта 1998 г. в МВД "для беседы". Должностные лица "поставили им на вид" критику милиционера и рекомендовали не публиковать такие "клеветнические статьи".74


72) Интервью Хьюман Райтс Вотч с руководящим сотрудником ТВ "СМ-1". Душанбе, 26 октября 1998 г. Имя не разглашается. 73) "Монитор", апрель 1998 г.
74) "Суруш", № 1, март 1998 г.; "Монитор", март 1998 г.