Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Угрозы и запугивания в адрес журналистов

"Истиклол" и "Самар" (редакторы Абдуфаттох Вохидов и Сайфуддин Достиев; корреспонденты У.Файзуллаев, Х.Садыков и А.Абдуллаев)

В январе 1999 г. прокурор Восейского района возбудил уголовное дело по обвинению в клевете против журналистов Абдуфаттоха Вохидова и Сайфуддина Достиева — бывших главных редакторов независимых газет "Самар" и "Истиклол" соответственно.66

В ноябре 1997 г. А.Вохидов и С.Достиев опубликовали в своих газетах статью под заголовком "Моджарои ду раис" ("Скандал двух председателей"). В статье подробно описывались сомнительные политические и деловые приемы, использовавшиеся председателем Восейского райисполкома Курбонали Мирзоалиевым против председателя акционерной компании "Самар" Самариддина Фазлиддинова. Как утверждали авторы статьи, в бытность в 1994 г. председателем райисполкома К.Мирзоалиев притеснял С.Фазлиддинова, намеренно отключая электроснабжение его компании, направляя хлопок из района на другие фабрики, обвиняя С.Фазлиддинова в неуплате налогов и требуя от властей в центре его снятия с поста главного редактора газеты "Самар",67 также финансировавшейся С.Фазлиддиновым. В статье К.Мирзоалиев обвинялся также в нецелевом расходовании государственных средств и закрытии созданного "Самаром" независимого телеканала "Мавджи Озод", в результате которого 12 журналистов и сотрудников потеряли работу.68

В 1997 г. авторы публикации У.Файзуллаев, Х.Садыков и А.Абдуллаев выиграли дело о клевете по иску, поданному К.Мирзоалиевым. В тот период вопрос об ответственности главных редакторов газет не ставился.

Однако 9 января 1999 г., как представляется — по указанию К.Мирзоалиева, три вооруженных сотрудника Восейского РОВД прибыли в Душанбе, чтобы принудительно доставить А.Вохидова в Восе для допроса. Когда сотрудники милиции пришли к нему домой в Душанбе, А.Вохидов отказался подчиниться, но арестован не был. После этого А.Вохидов и С.Достиев обратились за помощью к директору вновь созданного Мемориального фонда памяти и защиты журналистов Таджикистана Мухтору Бокизода, и они уже втроем направились в Восе для встречи с представителями прокуратуры. В ходе встречи заместитель прокурора утверждал, что на протяжении 1998 г. редакторам трижды направлялись повестки. Он, однако, не смог удовлетворить просьбу журналистов представить доказательства их направления. Под конец встречи заместитель прокурора признал свою вину, сославшись на то, что он лишь выполняет указания К.Мирзоалиева.69

Несмотря на вмешательство международных организаций, 29 января А.Вохидов и С.Достиев были принудительно доставлены сотрудниками правоохранительных органов в Восейский район, допрошены и на следующий день освобождены.70 25 января 1999 г. трое авторов упомянутой статьи У.Файзуллаев, Х.Садыков и А.Абдуллаев, оправданные годом ранее, были привлечены к суду по обвинению в клевете по статье 138 Уголовного кодекса. Они были признаны виновными и получили по два года лишения свободы. С 25 января до середины февраля 1999 г. все они содержались в исправительно-трудовой колонии в Кулябе. По словам М.Бокизода, они были освобождены после письменного протеста Фонда памяти и защиты журналистов Таджикистана, направленного в президентскую администрацию.71 Приговор, однако, по-прежнему остается в силе, вследствие чего сохраняется и возможность возникновения юридических проблем у трех журналистов.


66) До апреля 1998 г. А.Вохидов был главным редактором газеты "Истиклол", издававшейся фондом "Оли Сомон". В прошлом он также сталкивался с подавлением свободы печати: в 1995 г. он был уволен с должности главного редактора газеты "Посух" ("Ответ") после нелицеприятных комментариев в адрес правительства в интервью зарубежному информационному агентству. С августа 1997 г. по январь 1998 г. возглавляемая им газета была безосновательно лишена возможности печататься в государственных типографиях после публикации серии статей в защиту ислама как фактора национального единства, а также с критикой правительства за то, что оно включило в мирный процесс не все политические партии. В мае 1998 г. его дом и имущество были подожжены во время столкновений правительственных сил с формированиями ОТО в Каратегинском районе (восточная часть Душанбе, считается прооппозиционным); неясно, однако, было ли это целенаправленной акцией. Через несколько дней после столкновений А.Вохидов рассказал представителю Хьюман Райтс Вотч, что силы безопасности систематически грабили и жгли жилье в этом районе. С апреля 1998 г. "Истиклол" не выходит, формально — из-за отсутствия средств, А.Вохидов работает в настоящее время в газете Государственного налогового комитета "Паёми Андоз".
С.Достиев был главным редактором выходившего на таджикском еженедельника "Самар" до прекращения издания в декабре 1997 г., формально — из-за финансовых проблем. Примечательно, что эта газета также подвергалась притеснениям со стороны властей. В 1997 г. ей несколько раз не позволяли печатать статьи с критикой правительства и неоднократно отказывали в разрешении печататься в государственных типографиях. В настоящее время С.Достиев является заместителем главного редактора газеты "Джавонони Тоджикистон" ("Молодежь Таджикистана").
67) "Самар", № 1, 6-18 ноября 1997 г.
68) "Мавджи Озод" в настоящее время работает в сокращенном составе (4 журналиста).
69) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Мухтором Бокизода. Душанбе, 10 января 1999 г.; письмо А.Вохидова и С.Достиева главе Миссии ОБСЕ М.Бухоаре от 11 января 1999 г. Сами они отказались от встречи с представителями Хьюман Райтс Вотч.
70) Radio Free Liberty, January 29, 1999. Интервью Хьюман Райтс Вотч с Мухтором Бокизода. Душанбе, 25 января 1999 г.
71) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Мухтором Бокизода. Душанбе, 19 мая 1999 г.