Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Угрозы и запугивания в адрес журналистов

"Джунбиш" (Хоким Мухаббатов, главный редактор)

В июле 1999 г. газета Партии национального движения Таджикистана "Джунбиш" опубликовала "Позицию Консультативного совета политических партий Таджикистана по изменениям и дополнениям в Конституцию". В частности, Советом поднимались вопросы увеличения срока президентских полномочий с 4 до 7 лет; расширение сферы полномочий президента с предоставлением ему прямой власти над верхней палатой двухпалатного парламента (право назначать непосредственно 25% депутатов, при том что остальные 3/4 депутатов верхней палаты избираются непрямым голосованием местных органов представительной власти, уже руководимых президентскими назначенцами); наконец, также через верхнюю палату, практически прямой контроль за назначением судей. Совет также обратил внимание на формулировку статьи 28, недвусмысленно разрешающую создание партий религиозного характера, как противоречащую светскому характеру государства.63

С того времени власти пытаются оказать воздействие на содержание газеты, прежде всего — через ее главного редактора Х.Мухаббатова, который также возглавляет Партию национального движения Таджикистана. Наибольших масштабов это вмешательство достигло в октябре 1999 г., когда государственная типография отказалась печатать "Джунбиш". В июле же Х.Мухаббатова вызывали в Генеральную прокуратуру. Он рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Меня вызвали в Генеральную прокуратуру для объяснений [в связи с "Позицией Консультативного совета"] вместе с лидерами других партий.

27 июля председатель Совета старейшин Нодир Одилов пришел в редакцию "Джунбиша" и сказал, что "там наверху" очень недовольны тем, что я опубликовал "Позицию Консультативного совета". Он сказал мне, что, напечатав такой материал, я поставил под угрозу не только свою жизнь, но и жизни моих родственников. Он умолял меня быть очень осторожным с публикацией таких материалов, потому что можно всегда возродить газету, но не человека.

4 августа я выступал на "круглом столе" членов политических партий и журналистов, организованном во время визита в республику представителя Госдепартамента США.

В прошлую среду, 11 августа, когда мы поехали в типографию "Шарки Озод" напечатать газету, заместитель директора сказал мне, что ему позвонил высокопоставленный чиновник и приказал не печатать "Джунбиш". "В этот раз", — сказал он мне, — я рискну, но в следующий разбирайтесь сами".64

В начале октября 1999 г. газета прекратила выход после отказа в предоставлении печатных услуг государственной типографией, где она обычно печаталась. По словам главного редактора газеты и членов Консультативного совета политических партий, директор типографии утверждал, что получил указание от вышестоящих инстанций не печатать больше "Джунбиш".65


63) "Джунбиш", несколько номеров за июль-сентябрь 1999 г.; "Позиция Консультативного совета политических партий Таджикистана по изменениям и дополнениям в Конституцию", июль 1999 г. Статья 28 гласит: "Граждане имеют право на объединение. Каждый гражданин имеет право участвовать в создании общественных объединений, в том числе политических партий религиозного, демократического и атеистического характера, профсоюзов и других общественных объединений, а также добровольно вступать в них или выходить из их состава" (цит. по англ. тексту).
64) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Хокимом Мухаббатовым, 13 августа 1999 г.; "Джунбиш", № 15, август 1999 г.
65) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Душанбе, 25 октября 1999 г.