Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Политическая ситуация

С подписанием в 1997 г. правительством Таджикистана и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) Общего соглашения об установлении мира и национального согласия (далее — Общее соглашение) формально завершилась гражданская война, длившаяся с мая 1992 г. и унесшая жизни 50 тыс. человек. Через год после начала войны Верховный суд Таджикистана вынес решение о запрете деятельности четырех основных оппозиционных политических партий, входящих в ОТО, и их печатных изданий: Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Демократической партии Таджикистана (ДПТ), движений "Растохез" и "Лаъли Бадахшон".1 Общее соглашение содержит условия снятия этого запрета, однако систематическое затягивание его реализации приводит к сохранению ограничения свободы выражения убеждений, в особенности в отношении политических партий.2 Эти ограничения наиболее отчетливо проявились накануне президентских выборов 6 ноября 1999 г.

Снятие запретов на деятельность политических партий, в том числе входящих в ОТО, и средств массовой информации было обусловлено выполнением второго этапа военного протокола к Общему соглашению, в соответствии с которым формирования ОТО должны были войти в состав вооруженных сил республики. Боевики ОТО были объединены в подразделения регулярной армии, приняли присягу и получили обмундирование. Помимо этого ОТО объявила о роспуске всех своих независимых полувоенных формирований.3 3 августа 1999 г. было объявлено о выполнении второго этапа военного протокола, 12 августа — снят запрет на деятельность оппозиционных партий и их СМИ.4

Расширение спектра политических взглядов в таджикских СМИ представляется маловероятным даже в условиях отмены ограничений, учитывая политический климат, утвердившийся после подписания Общего соглашения и сохраняющийся до настоящего времени. Прошедшие с того времени два года были отмечены как серьезными политическими столкновениями между правительством и ОТО, так и политическим насилием, подогреваемыми противниками соглашения. Отношения между правительством и ОТО сегодня по-прежнему характеризуются подозрительностью и нежеланием идти на компромисс. Как и предусматривалось соглашением, представителям оппозиции были предоставлены ответственные посты в кабинете министров.5 Однако, в отличие от их коллег по правительству, не входящих в ОТО, в условиях жесткого контроля властей их взгляды не получают должного отражения в средствах массовой информации, что служит источником острого раздражения.

В ходе серьезных политических кризисов ОТО неоднократно выходила из Комиссии по национальному примирению (КНП)6, последний раз — 18 октября 1999 г. В тот момент, менее чем за три недели до намеченных на 6 ноября президентских выборов, ОТО в знак протеста против чинимых властями препятствий регистрации кандидатов на пост президента вышла как из КНП, так и из Центральной избирательной комиссии.

Более того, попытки обеспечить сбалансированное освещение государственными СМИ процесса мирного урегулирования остались в значительной степени безуспешными. Так, в еженедельной телепрограмме "Вахдат", изначально предназначенной исключительно для освещения работы КНП, вели передачу только члены правительства, а репортажи о ходе национального примирения носили общий характер; в частности, не проводились дискуссии между представителями правительства и ОТО по идеологическим или иным конкретным вопросам.7 По мнению члена ОТО Султона Хамада, пренебрежение мнением ОТО и односторонность "Вахдата" были в числе причин создания ОТО в апреле 1998 г. своего собственного пресс-центра с целью информирования о точке зрения оппозиции по вопросам мирного урегулирования. Однако в силу финансовых и технических проблем масштабы и результаты его деятельности носили ограниченный характер.8

26 сентября 1999 г. на общенациональном референдуме были приняты поправки к Конституции, в результате чего повысились ставки для кандидатов на будущих президентских и парламентских выборах. В соответствии с поправками срок президентских полномочий был увеличен с 4 до 7 лет; вводился двухпалатный парламент, в котором 3/4 депутатов верхней палаты избираются не прямым голосованием местных органов представительной власти (уже руководимых президентскими назначенцами), оставшиеся 25% депутатов назначаются президентом.

По официальным данным, за принятие поправок высказались 92% участников референдума. Неофициальные источники, однако, утверждают, что референдум был отмечен многочисленными случаями голосования по доверенности и нарушений принципа тайны волеизъявления, открытыми подтасовками при составлении списков участников и другими техническими и процедурными недостатками, непосредственными свидетелями которых были представитель Хьюман Райтс Вотч и сотрудники Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), посетившие в качестве частных лиц в день референдума около 200 участков для голосования.


1) В 1998 и 1999 гг., уже после подписания соглашения, Верховный суд отменял или отказывал в регистрации, а также приостанавливал деятельность партий, не входящих в ОТО. См.: "Партии, не входящие в ОТО".
2) 17 июня 1993 г. Верховный суд запретил деятельность ПИВТ, ДПТ, движений "Растохез" и "Лаъли Бадахшон", а также их печатных изданий.
3) Protocol on Military Issues, "General Agreement on the Establishment of Peace and National Accord in Tajikistan: What Does it Say?," United Nations Mission of Observers in Tajikistan, Dushanbe, September 1997.
4) RFE/RL Newsline, vol. 3, no. 150, part I, August 4, 1999; RFE/RL Newsline, vol. 3, no. 156, part I, August 12, 1999.
В условиях значительных трудностей, с которыми проходит регистрация боевиков ОТО и их оружия, а также ограниченных возможностей ОТО в осуществлении контроля над отдельными командирами своих формирований имеются серьезные основания сомневаться в корректности данного заявления. Так, в конце августа 1999 г., непосредственно после объявления, группа вооруженных гранатометами и автоматами боевиков-узбеков, ранее действовавших на стороне ОТО, проникла из Таджикистана на территорию Киргизстана, захватив несколько заложников и потребовав безопасного пропуска в Узбекистан или другое место по их выбору. Представители международных организаций в Таджикистане и местные источники сообщали, что бывшие полевые командиры и боевики ОТО взялись за оружие, чтобы присоединиться к проникшей в Киргизстан группе, что стало очередным свидетельством неэффективности процесса демобилизации боевиков ОТО.
5) На момент написания настоящего доклада 33 представителя ОТО получили назначения в органах государственного управления на республиканском уровне, 11 (из выделенной квоты в 22) — на уровне областей и районов. "Interim Report of the Secretary-General on the Situation in Tajikistan," August 12, 1999, U.N. Document S/1999/872.
6) Комиссия по национальному примирению является органом, ответственным за реализацию Общего соглашения. В ее состав входят 26 человек (по 13 представителей от правительства и ОТО) и четыре подкомиссии: по военным, политическим, юридическим вопросам и по делам беженцев.
7) В середине января 1998 г., после нескольких месяцев непростых переговоров, ОТО впервые временно вышла из процесса национального примирения, ссылаясь на невыполнение правительством целого ряда обязательств. "Вахдат" начала выходить после возвращения оппозиции в КНП, однако спустя полгода, летом 1998 г., прекратила выход. В соответствии с Общим соглашением предполагается, что КНП регулярно информирует население о своей работе через информационные бюллетени, пресс-релизы и пресс-конференции, однако до настоящего времени их число было весьма невелико.
8) "Круглый стол" по проблемам свободы