russia_ch

"Грязная война": исчезновения, пытки и внесудебные расправы

Задержания и "исчезновения"

"Исчезновения" на блокпостах

Вся территория Чечни опутана системой блокпостов75 (по преимуществу — федеральных сил), на которых проводится проверка документов у гражданского населения. Из 113 случаев "исчезновений", документально зафиксированных Хьюман Райтс Вотч, 49 относятся к ситуации, когда военнослужащие федеральных сил или сотрудники милиции останавливали человека на посту или поблизости от него.76

"Исчезновение" 23-летнего Саид-Хусейна Имакаева (дорога между селами Старые и Новые Атаги, 17 декабря 2000 г.)

Около 15.00 17 декабря 2000 г. зубной врач С.Имакаев был задержан военнослужащими федеральных сил в масках на дороге из села Новые Атаги в Старые Атаги, куда он направлялся домой на своей машине. Его мать Марзет Имакаева разговаривала с несколькими женщинами, ехавшими следом и наблюдавшими задержание С.Имакаева.77 По словам матери, женщины рассказывали, что он вышел из машины и положил руки на капот; однако солдаты не обыскивали его и не проверяли документы. Они бросили С.Имакаева в машину без номерных знаков. Когда женщины вышли из второй машины — по меньшей мере одна из них была знакома с С.Имакаевым, — чтобы просить солдат отпустить его, те открыли огонь. Двое сняли маски и сели в машину С.Имакаева, после чего обе машины уехали.

Утром следующего дня, когда мать узнала о задержании, и несколько дней после этого М.Имакаева с мужем обходили всех представителей властей: военного коменданта, милицию и ФСБ. Все они отрицали причастность своих ведомств к задержанию и наличие какой-либо информации о С.Имакаеве. Мать рассказывала представителям Хьюман Райтс Вотч:

Они все говорят: "Наши люди не забирали его, наши люди не забирали его. ФСБ его не забирало, ГРУ его не забирало, МВД его не забирало". Получается, что сына забрали инопланетяне.

На момент написания настоящего доклада родителям С.Имакаева так и не удалось получить никакой информации о судьбе сына.

"Исчезновение" Адама Давлетукаева (Алхан-Кала, 18 декабря 2000 г.)

Около 14.00 18 декабря 2000 г. при переходе по мосту через р.Сунжа в Алхан-Кале российскими солдатами были задержаны 19-летний А.Давлетукаев и Сула Кациев. Обоих увезли на военных машинах в направлении Урус-Мартана. По словам тетки А.Давлетукаева Разет Мишаевой, свидетелями задержания стали несколько таксистов, стоявших у моста, которые и сообщили о случившемся родителям А.Давлетукаева.78

Узнав о случившемся, родственники А.Давлетукаева немедленно направились в Урус-Мартан и попытались выяснить его местонахождение в ВОВД и военной комендатуре, однако никаких следов не обнаружили. Поездки в Урус-Мартан в последующие дни также не принесли результатов. После освобождения 21 декабря Сулы Кациева родственники узнали, что обоих задержанных сначала доставили в урус-мартановскую комендатуру; позднее А.Давлетукаева увели. Соседи и один из родственников утверждали, что видели его 20 декабря в Алхан-Кале под конвоем федеральных военнослужащих. Они полагали, что его доставили в местную комендатуру. Однако когда родственники стали наводить там справки, им было сказано, что А.Давлетукаева там нет. В январе на брошенной ферме близ Алхан-Юрта нашли его обезглавленное тело.

"Исчезновение" Адама Абубакарова (14 марта 2000 г., между Урус-Мартаном и Гойты)

Официальные лица признают факт задержания 17-летнего А.Абубакарова на блокпосту между Урус-Мартаном и Гойты 14 марта 2000 г., однако утверждают, что он вскоре был отпущен. Тем не менее домой А.Абубакаров так и не вернулся, и по состоянию на декабрь 2000 г. родители все еще продолжали поиски сына. В ответе родителям урус-мартановская районная прокуратура утверждает, что А.Абубакарова освободили по амнистии 17 марта 2000 г. И.о. прокурора района Л.Илюшенко сообщил, что "в своем объяснении Абубакаров А.И. указал, что после фильтрации планирует выехать к родственникам в село Герменчук Шалинского района".79

"Исчезновение" Ислама Домбаева, Мурата Льянова и Тимура Табжанова (28 июня 2000 г., Грозный, ул. Садовая)

Вечером 28 июня 2000 г. 15-летний И.Домбаев около 21.00 вышел из дома с гитарой, чтобы провести время с живущими по соседству друзьями: 17-летним М.Льяновым и 18-летним Т.Табжановым. По словам матери И.Домбаева Рашан Алиевой, трое молодых людей часто сидели в их закрытом от улицы дворе и играли на гитаре, но в тот вечер никто из них домой не вернулся.80

В результате поисков, предпринятых родителями троих молодых людей, выяснилось, что в тот вечер они вышли со двора и направились к дому Т.Табжанова. При переходе через улицу они были задержаны сотрудниками псковского ОМОНА и 8 БрОН и доставлены к военным, после чего их отправили в Ханкалу. Р.Алиева, начавшая поиски сына с раннего утра 29 июня, рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч, как она в конце концов узнала подробности его задержания:

Каждое утро улицу Садовую разминируют саперы. Это значит, что солдаты идут по улице со своими приборами, а за ними едет БТР. Мы сначала к ним подбежали, спросили, не слышали ли они чего о троих пропавших ребятах. Те солдаты, которые впереди с миноискателями шли, так и сказали: "Да, троих ребят вчера приводили, с гитарой". Я сразу поняла по гитаре, что это они, и спросила: "Куда их отправили?" ... Солдаты ответили, что утром детей отправили в Ханкалу.

... Мы бросились к командиру [на БТРе], остановили БТР и спрашиваем: "Скажите, пожалуйста, ..." — а он отрезал: "Не имею понятия, о чем вы говорите. Никаких детей я не видел". Потом мы пошли в расположение 8-го ОБРОНа, в двухстах метрах от нас. Они тоже отказались [разговаривать], позвали командира, но он не стал выходить. Рядом с нами был блокпост № 17 с псковским ОМОНом. Пошли к ним... На блокпосту ничего не сказали: "Ничего не видели, ничего не знаем. Зачем нам дети сдались?"81

В конце концов матери троих задержанных нашли в ВОВД Ленинского района сотрудника милиции, который пожалел их и обещал помочь.82 Через несколько дней милицейский следователь Аман Карасаев принес Р.Алиевой гитару сына для опознания. По его словам, гитару ему передал командир 8 БрОН. Последний утверждал, что его люди нашли ее на улице. Позднее А.Карасаев разрешил трем матерям ознакомиться с протоколом задержания И.Домбаева. Р.Алиева рассказывает:

В протоколе говорилось, что "дети были задержаны при переходе улицы" и что у них был целый арсенал оружия. Ребят доставили в 8-й ОБРОН для допроса, там они признались, что утром минировали улицу... [Говорилось также, что] в 9.00 29 июня их доставили на "Памир". Следователь Аман [Карасаев] сказал мне, что "Памир" — это Ханкала.

К.Карасаев также сказал Р.Алиевой, что больше ничем не может помочь, "руки коротки". Он предложил матерям обратиться за помощью к военному коменданту Грозного генерал-майору В.Приземлину. По словам Р.Алиевой, ей не удалось встретиться с комендантом лично, но его подчиненные отказались хоть как-то помочь ей. Мать тщетно просматривала на рынках, автобусах и фонарных столбах списки задержанных, составляемые теми, кто выходит на свободу. Ей так и не удалось получить никакой информации, подтверждающей содержание ее сына в Ханкале или где-либо еще.83

Случай с И.Домбаевым служит иллюстрацией незащищенности и отчаяния родственников "пропавших", которые становятся благодатной почвой для деятельности алчных "информационных" посредников. Несколько раз эти люди появлялись на пороге дома Р.Алиевой, утверждая, что их послали "русские", с требованием денег немедленно и после освобождения сына. По словам матери, как только она просила предъявить конкретные доказательства того, что эти люди знают, где находится ее сын (фотографию, записку, видео- или аудиозапись), они исчезали и больше не возвращались. Р.Алиева рассказывала, как в Назрани к ней подошла женщина и сказала: "Я срочно требую денег". Она утверждала, что И.Домбаев содержится в одном из вагонов на станции Червленная. Мать отказалась давать деньги просто так, предложив: "Возьми меня с собой. Я возьму с собой деньги. — Я тебя не возьму. Не разрешают".

"Исчезновение" 19 человек на блокпосту между Дуба-Юртом и Чири-Юртом (13 января, 18 февраля и 6 марта 2000 г.)

По меньшей мере 19 человек "пропали" в период января-марта 2000 г. после задержания на блокпосту между Дуба-Юртом и Чири-Юртом в центральной части Чечни.

ПЦ "Мемориал" было установлено, что 13 января 2000 г. солдаты на блокпосту задержали по неизвестной причине 36-летнего Висита Арсанукаева, 35-летнего Саид-Магомеда Дельмуханова, 33-летнего Хуссейна Дидаева и 33-летнего Ваху Титаева. Несмотря на поиски, предпринятые их женами, установить их местонахождение не удалось.

18 февраля 2000 г. на глазах у многочисленных свидетелей военнослужащими федеральных сил были задержаны 38-летний Каши Башаев, 41-летний Хуссейн Баснукаев и Руслан Кайхаров (27 или 28 лет). По данным ПЦ "Мемориал", они сопровождали женщин и детей, которые были ранены при обстреле села Асланбек-Шерипово.84 Как представляется, женщин и детей пересадили на другую машину, а троих водителей задержали. После того как весной блокпост был снят, родственники "пропавших" обнаружили две машины, в которых те ехали. Обе были раздавлены танком и закопаны. Судьба четверых мужчин на момент написания настоящего доклада оставалась неизвестной.

6 марта 2000 г. на блокпосту между Улус-Кертом и Дуба-Юртом85 солдаты задержали 48-летнего Мусу Астамирова и его 29-летнего сына Алибека; вместе с ними были также задержаны четыре женщины и еще 10 мужчин.86 Женщин вскоре отпустили. Вместе с соседями и родственниками задержанных они дожидались у блокпоста освобождения 12 мужчин. Когда солдаты сказали им, что мужчин отправили обратно в Улус-Керт, они все сразу направились туда на поиски, но задержанных обнаружить не удалось. Вернувшись на блокпост, они услышали от солдат, что мужчин перебросили в Чири-Юрт, но и там поиски не принесли результатов.87

Кульпа Асламбекова — жена М.Астамирова и мать Алибека — с тех пор в поисках родственников систематически объезжает центры временного задержания на Северном Кавказе и неоднократно обращалась к представителям местных и федеральных властей. Все ее усилия остаются безуспешными.88

10 мая 2000 г. жителями Танги-Чу на сельском кладбище были извлечены тела троих мужчин. Впоследствии они были опознаны как принадлежащие В.Арсанукаеву, В.Титаеву и С.Дельмуханову; по мнению шалинской районной прокуратуры, Х.Дидаев был также убит. Все остальные мужчины, задержанные на блокпосту близ Чири-Юрта, насколько нам известно, на момент написания настоящего доклада по-прежнему числились "без вести пропавшими".


75) Власти не раскрывают общее число блокпостов в Чечне. Б.Фрелик (Американский комитет по делам беженцев) сообщал, что при следовании от границы Ингушетии до въезда в Грозный (около 40 км) он насчитал целых 15 блокпостов; по его словам, в столице республики их плотность еще выше. Bill Frelick, "Inside Chechnya: Misery, Fear, and Abuse," Refugee Reports (Washington, D.C.: U.S. Committee for Refugees), vol. 22 no. 2, February 2001.
76) В настоящем докладе описывается 25 случаев, информация по остальным находится в досье Хьюман Райтс Вотч.
77) Интервью Хьюман Райтс Вотч с М.Имакаевой. Назрань, 4 марта 2001 г.
78) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Р.Мишаевой. Назрань, 8 марта 2001 г.
79) Ответ И.А.Абубакарову за подписью и.о. прокурора урус-мартановской районной прокуратуры Л.В.Илюшенко от 2 ноября 2000 г.
80) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Назрань, 4 декабря 2000 г.
81) Там же.
82) Там же; интервью Хьюман Райтс Вотч с А.Ляновой, Назрань, 28 ноября 2000 г.
83) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Р.Алиевой. Назрань, 5 марта 2001 г.
84) См. web-сайт ПЦ "Мемориал": www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/filtry00/dubajurt.htm, (14 марта, 2001).
85) Как утверждает Асламбекова, жена одного из задержанных в тот день, блокпост находился под командованием Сергея Паричевно.
86) Ахдан Абубакаров (1964 г.р.), Асланбек Имакаев (1963 г.р.), Балауди Имакаев (1959 г.р.), Залавди Маликов (1964 г.р.), Анзор Маликов (1979 г.р.), Саид-Магомед Ясуев (1961 г.р.), Саид-Салам Ясуев (1967 г.р.), Саид Расаев (1966 г.р.), Султан Ахмадов (1948 г.р.), Иса Хаджиев (1968 г.р.)
87) Хьюман Райтс Вотч получено коллективное письмо от жен и сестер большинства задержанных на имя Питера Бокэрта, датированное 20 апреля 2000 г., а также отдельные письма от жен Б.Имакаева, З.Маликова и С.Ясуева от 21 апреля 2000 г., в которых рассказывается об обстоятельствах случившегося и содержится просьба оказать содействие в установлении местонахождения "пропавших".
88) Интервью Хьюман Райтс Вотч с К.Асламбековой. Слепцовск, Ингушетия, 28 февраля 2001 г.