russia_ch

"Грязная война": исчезновения, пытки и внесудебные расправы

Задержания и "исчезновения"

"Исчезновения" во время "адресных зачисток" и спецопераций

"Точечные зачистки" и специальные операции — по отдельным дворам или общественным местам или по целым улицам или кварталам — проводятся на большей части территории Чечни практически ежедневно. 24 из 113 случаев "исчезновений", документально зафиксированных Хьюман Райтс Вотч, связаны именно с "адресными зачистками".51 При проведении таких операций принимаются меры к сокрытию принадлежности выполняющего их личного состава: используются маски и снятие или маскировка опознавательных знаков транспортных средств. В большинстве случаев ни задержанному, ни его семье не сообщалось внятно о причинах задержания; при этом многие видели, как человека забирали и увозили.

"Исчезновение" Ахдана Тамаева (Рошни-Чу, 6 января 2001 г.)

Утром 6 января 2001 г. 28-летний А.Тамаев был задержан у себя дома сотрудниками Урус-Мартановского ВОВД в присутствии нескольких родственников. На тот момент у А.Тамаева не было при себе документов, в том числе паспорта, которые его отец Овхад среди прочих повез в отделение Датского совета по делам беженцев, чтобы оформить получение гуманитарной помощи.52 Милиционеры вызвали машину и отвезли Ахдана на местный сборный пункт на северной окраине Рошни-Чу.53

Как рассказывал представителям Хьюман Райтс Вотч О.Тамаев, он разминулся с милиционерами всего на несколько минут.54 Он немедленно отправился на сборный пункт, где предъявил паспорт сына военному коменданту г.Гаджиеву и начальнику Урус-Мартановского ВОВД З.Куряеву. По словам О.Тамаева, военный обещал ему "во всем разобраться" и отпустить Ахдана. Однако О.Тамаев весь день прождал у сборного пункта вместе с многочисленными родственниками и соседями. Около 17.00 А.Тамаева, вместе с Муслимом и Алиханом Малакиевыми, отвезли в "автозаке" в ИВС в Урус-Мартане. Отец рассказывал: "Мы быстро поехали за ними и простояли около ИВС до комендантского часа". Вечером того же дня Малакиевых отпустили: судя по всему, они были задержаны из-за какой-то типографской ошибки в паспортах. Оба подтвердили, что А.Тамаев весь день находился с ними.

На следующий день, как и впоследствии, г.Гаджиев и З.Куряев отказывались признать, что А.Тамаева когда-либо задерживали. На протяжении нескольких недель 60-летний О.Тамаев ежедневно ходил в Урус-Мартановский ВОВД, добиваясь освобождения сына. Он рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Первые недели две, может быть, дней двадцать — двадцать пять мне говорили: "Ничего не знаем, не понимаем, о чем Вы говорите". Я говорил им: "Но вы ведь видели, как мы стояли [на сборном пункте] в тот самый день, когда его задерживали, как женщины плакали, требовали, чтобы Ахдана отпустили". А они только отвечают: "Докажите".55

По словам О.Тамаева, начальник милиции и военный комендант даже отказались принять у него заявление: "Мне пришлось посылать письма Захару Константиновичу Куряеву и Гайдару Гаджиеву через республиканскую прокуратуру".56

Как рассказал О.Тамаев, положение изменилось в конце января, после его встречи с прокурором республики Всеволодом Черновым. После встречи не назвавший себя человек в военной форме подтвердил нахождение А.Тамаева в Урус-Мартановском ВОВД, но заявил, что задержанный был передан ФСБ. Через несколько дней О.Тамаев организовал встречу с главой местной администрации, который пригласил З.Куряева, г.Гаджиева, а также местных сотрудников ФСБ и милиции. В ходе встречи должностные лица все же признали факт задержания А.Тамаева, однако о его дальнейшей судьбе говорили противоречиво. По словам О.Тамаева, следователь ВОВД заявил, что Ахдана передали ФСБ. Начальник ВОВД г.Куряев утверждал, что задержанного отпустили, но его, "по-видимому, кто-то перехватил". В этот момент О.Тамаев потерял терпение: "Что это такое, начальник милиции и полковник не могут сказать мне, куда его отправили? Если он мертв — отдайте мне его тело, если нет — скажите, где он". Письменно факт задержания никем из должностных лиц признан не был.57

"Исчезновение" 24-летнего Аслана Дундаева (Урус-Мартан, 18 декабря 2000 г.)

Около 16.00 18 декабря 2000 г. Аслан Дундаев, Саид-Магомед Сагаев, Ризван Ибрагимов, Таир Тимхаев и Тимур Ясаев разговаривали между собой на ул. Кирова в Урус-Мартане, где они все и проживали. По словам очевидца Муслима Дикаева, их окружили подъехавшие два милицейских УАЗа и микроавтобус, все без номерных знаков.58 Из машин выскочили человек двадцать вооруженных людей в масках, схватили всех пятерых и затолкали их по машинам. М.Дикаев, находившийся в своей машине неподалеку, не смог подойти, поскольку нападавшие направили в его сторону автоматы. Когда мать А.Дундаева попыталась приблизиться, люди в масках сказали ей: "Подойдешь ближе — будем стрелять".

После этого машины ушли в направлении Танги-Чу, где располагается одна из баз военных. М.Дикаев сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что знакомый задержанных, также бывший свидетелем событий, некоторое время ехал за ними по дороге к Танги-Чу. Однако в одной из машин заметили его и остановились, после чего он был вынужден свернуть.59

Родственники пятерых задержанных сразу же обратились в местную администрацию Урус-Мартана и в комендатуру. По словам М.Дикаева, заместитель начальника департамента правоохранительных органов урус-мартановской администрации Л.Мамадсуев позвонил военным в Танги-Чу; ему подтвердили, что задержанные находятся там, и обещали отпустить их утром на следующий день.

Утром, однако, как рассказывал М.Дикаев, военный комендант Урус-Мартана полковник г.Гаджиев сообщил родственникам, что 18 декабря задержанных отправили в Ханкалу. Мэр Урус-Мартана после этого звонил туда, и ему было сказано, что задержанные действительно находятся в Ханкале и в 15.00 будут отпущены.

М.Дикаев сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что в итоге отпустили всех, кроме А.Дундаева. Четверо освобожденных рассказывали М.Дикаеву, что примерно в 20.30 19 декабря 2000 г. их посадили в БТР, откуда выбросили по одному в разных местах. Саид-Магомед Сагаев утверждал, что А.Дундаева выбросили из БТРа до него, но потом машина остановилась: он полагает, что А.Дундаева могли снова забрать. Четверо из пятерых задержанных добрались домой на следующий день. Когда родственники вновь обратились к властям в Урус-Мартане с вопросом о судьбе А.Дундаева, начальник местной чеченской милиции заметил: "Радоваться надо, что четверо выбрались. Забудьте о пятом".

По словам М.Дикаева, четверо задержанных впоследствии рассказывали родственникам, что их, в том числе и А.Дундаева, сначала держали в яме в Танги-Чу и жестоко избивали. С.Сагаев получил перелом ребра. Двое обратились к врачу за осмотром. Другие были слишком напуганы для этого.

"Исчезновение" Саид-Рахмана Мусаева, Магомеда Магомедова и Одеса Митаева (село Радужное и поселок Долинский, 10 декабря 2000 г.)

М.Магомедов, С.Мусаев и О.Митаев были задержаны 10 декабря 2000 г. людьми в масках, передвигавшимися на военных машинах. Между 6.00 и 21.00 10 декабря в селах Радужное и Побединское к западу от Грозного проводилась облава силами вооруженных людей в масках и военной форме, прибывших на двух БТРах и четырех военных грузовиках без опознавательных знаков. Когда колонна поравнялась с домом 31-летнего Магомеда Магомедова, с машин была обстреляна легковая автомашина, водитель получил ранение. Как утверждает родственник М.Магомедова, просивший не называть его имени, свидетели рассказывали, что люди в масках схватили М.Магомедова в тот момент, когда он вышел из дома посмотреть, что случилось, и увезли его в сторону шоссе.60 Вечером того же дня люди в масках забрали еще 20 человек из Долинского и Радужного, в т.ч. С.Мусаева и О.Митаева.

13 декабря 2000 г. были освобождены 11 из 21 задержанного. Еще пятеро были отпущены федеральными силами 17 декабря. По словам родственника М.Магомедова, все 16 человек говорили жителям села, что их держали в Ханкале в ямах, закрытых брезентом. Освобожденные 17 декабря подтвердили, что М.Магомедов, С.Мусаев и О.Митаев оставались на военной базе. Через два дня еще двоих задержанных выбросили в селе Гикало. Как утверждал родственник, они сообщили, что М.Магомедова и С.Мусаева отделили от остальных за то, что якобы они в Рамадан соблюдали пост и отказывались принимать предложенную воду. Неясно, где в этот период находился О.Митаев. Тот же родственник говорил, что все 18 освобожденных рассказывали о жестоких побоях.

В течение более двух месяцев семьи М.Магомедова, С.Мусаева и О.Митаева не имели никаких сведений об их судьбе или местонахождении. 21 февраля 2001 г., узнав о находке массового захоронения в дачном поселке "Здоровье", родственники отправились на место и обнаружили там трупы пропавших.

"Исчезновение" Джабраила Аласханова (центральный рынок Грозного, 26 ноября 2000 г.)

26 ноября 2000 г. федеральными силами проводилась "зачистка" центрального рынка в Грозном. В ходе операции были задержаны 43-летний Дж.Аласханов и "Салман Асланов",61 которых вместе с другими поместили в автобус и отвезли на сборный пункт в здании бывшего цирка (по дороге на Ханкалу); там всем задержанным завязали глаза.62 С этого момента следы Дж.Аласханова теряются.

Брат Дж.Аласханова 41-летний Руслан Аласханов сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что узнал эти подробности от жены "Салмана Асланова".63 Когда мужа забирали, она сама находилась на рынке. "С.Асланова", однако, через шесть дней отпустили. По словам Р.Аласханова, последний сказал ему, что видел его брата в цирке непосредственно перед тем, как им завязали глаза. После этого "С.Асланова", как он утверждал, шесть дней держали в яме и избивали.

Узнав о не зарегистрированном задержании и "исчезновении" брата, Р.Аласханов немедленно обратился в комендатуру Октябрьского района Грозного, городскую прокуратуру и администрацию Октябрьского района. Ни в одной из инстанций информацией о местонахождении Дж.Аласханова не располагали, но заверяли, что примут меры к выяснению. Прокурор Грозного якобы сказал Р.Аласханову, что не был заблаговременно предупрежден о "зачистке" центрального рынка в конце ноября и что в ходе операции имели место незаконные задержания.

"Исчезновение" Эдильбека Исаева (больница в селе Старые Атаги, 7 сентября 2000 г.)

Э.Исаев был задержан военнослужащими федеральных сил в больнице села Старые Атаги 7 сентября 2000 г. Факт его задержания никогда официально не признавался. Очевидец рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч, как похожие на русских и говорившие по-русски люди в камуфляже уводили Э.Исаева на второй этаж. На просьбу одного из врачей объяснить свои действия они ответили, что им необходимо допросить этого человека. Предложение врача допросить Э.Исаева в отдельном кабинете было отклонено: "У нас есть другие места, где допрашивать".64

По словам работников больницы, Э.Исаев впервые поступил к ним 20 марта 2000 г. в тяжелом состоянии: проникающее огнестрельное ранение головы в сочетании с множественными переломами костей голени вследствие осколочного ранения. В результате двух операций его состояние постепенно улучшилось. 3 мая 2000 г. он был выписан из больницы. К сентябрю он два раза в неделю приходил на осмотр.65 Через неделю после его посещения больницы 7 сентября изувеченное тело Э.Исаева было найдено в безымянной могиле.

"Исчезновение" Нуры Лулуевой, Мархи Гакаевой, и Раисы Гакаевой (облава на северном рынке Грозного, 3 июня 2000 г.)

Около 9.00 3 июня 2000 г. на северном рынке Грозного ( Моздокская ул.) проводилась облава силами около 20 вооруженных людей в камуфляже и масках, прибывших на военном БТРе. В ходе облавы были задержаны 40-летняя мать четверых детей Н.Лулуева, ее двоюродные сестры Марха и Раиса Гакаевы и еще от семи до девяти человек, большинство которых составляли женщины.66 Их посадили на БТР, надели мешки на головы и увезли.

Муж Н.Лулуевой Саид-Альви Лулуев добрался до рынка через несколько часов и опросил многочисленных свидетелей.67 Судья по профессии, он сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что всем им, включая местных чеченских милиционеров, облава показалась странной, поскольку на рынке в то утро не происходило ничего необычного. По словам С.Лулуева, когда на место прибыла вызванная свидетелями местная милиция и попросила людей в масках объяснить свои действия, один из них достал удостоверение и велел милиции "не вмешиваться". Впоследствии люди в масках произвели в сторону сотрудников милиции несколько выстрелов и уехали. Хьюман Райтс Вотч не располагает информацией о возможных ранениях.

Как утверждает С.Лулуев, его жена и ее двоюродные сестры продавали на рынке клубнику: это давало их семье необходимый доход, поскольку сам С.Лулуев с введением чеченским правительством в 1997 г. норм шариатского права остался без работы. Все три женщины жили в Гудермесе, но, как представляется, регулярно ездили в Грозный.68

С.Лулуев методично обошел все правоохранительные органы, включая ВОВД, прокуратуру и ФСБ, пытаясь выяснить, кто проводил облаву и куда увезли его жену. Однако везде ему говорили, что его жена не задерживалась и что никакой спецоперации в тот день на северном рынке Грозного не проводилось.

4 марта 2001 г. брат Н.Лулуевой опознал ее тело и тела ее двоюродных сестер в штабе МЧС в Грозном, куда доставляли для опознания трупы из массового захоронения близ Ханкалы. Вечером того же дня всех трех похоронили у села Нойбера недалеко от Гудермеса.69

Облава в больнице в Алхан-Кале (2 февраля 2000 г.)

С первых месяцев войны, когда федеральные силы стремились к установлению контроля над Грозным и другими районами Чечни, "зачистки" неизменно сопровождались насильственными исчезновениями. 2 февраля 2000 г., после прорыва нескольких групп чеченских боевиков из Грозного, российские войска вновь заняли Алхан-Калу. В местной больнице оставалось значительное число чеченцев, преимущественно боевиков, получивших ранения на минных полях при выходе из Грозного. 2 февраля все они были задержаны. Среди пациентов был и 25-летний Хаджимурат Яндиев, мать которого, Фатима Базоркина, с тех пор безуспешно пытается его разыскать.

Допрос Х.Яндиева в алхан-калинской больнице был заснят на пленку съемочными группами НТВ и CNN, которые оказались в тот момент на месте событий. В кадре видно, как офицер зло отчитывает задержанного за то, что на нем российская армейская куртка, и приказывает подчиненным казнить Х.Яндиева: "Убейте его, прикончите, расстрелять к чертовой матери".70 Сотрудник одной из съемочных групп сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что видел, как Х.Яндиева увезли на БТРе.71 На пленке российские солдаты также бьют Х.Яндиева и других чеченцев по раненым ногам.

Ф.Базоркиной так и не удалось найти сына. Она смогла найти нескольких человек, бывших вместе с ним в больнице в момент задержания и впоследствии отпущенных. Никто из них ничего не знал о судьбе или местонахождении ее сына.72 В ответе от 24 ноября 2000 г. ханкалинская военная прокуратура сообщила матери, что ее обращение с просьбой оказать содействие в розыске "необоснованно", поскольку "не усматривается причастность конкретных лиц из числа военнослужащих к пропаже сына Базоркиной".73 Вопреки всем обращениям, по состоянию на 8 декабря 2000 г. прокуратура так и не возбудила уголовное дело по факту "исчезновения" Х.Яндиева. Копия видеозаписи от 2 февраля 2000 г. была направлена ПЦ "Мемориал" Генеральной прокуратуре в Москве.74


51) В настоящем докладе описаны 11 случаев, информация по остальным находится в досье Хьюман Райтс Вотч.
52) Требование документов, удостоверяющих личность, является обычной практикой гуманитарных организаций при выдаче гуманитарной помощи. Таким образом учитывается, кто и когда получал помощь.
53) Задержанных доставляют на сборный пункт перед отправкой по официальным центрам временного содержания.
54) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Назрань, 3 марта 2001 г.
55) Там же.
56) Там же.
57) Там же.
58) А.Дундаев приходится племянником М.Дикаеву. Интервью Хьюман Райтс Вотч. Назрань, 9 марта 2001 г.
59) Там же.
60) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Назрань, 9 марта 2001 г. Показания родственников всех троих "пропавших" см. на web-сайте ПЦ "Мемориал" www.memo.ru/northkavkaz.htm (март 2001 г.)
61) По просьбе Р.Аласханова настоящее имя этого человека не разглашается.
62) В настоящее время здание цирка в Грозном используется в качестве сборного пункта задержанных перед их отправкой по различным местам, а также как центр временного содержания. Хьюман Райтс Вотч не удалось установить ведомственную принадлежность этого пункта.
63) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Лагерь беженцев "Барт", Ингушетия, 1 марта 2001 г.
64) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Назрань, 17 ноября 2000 г.
65) Там же.
66) Саид-Альви Лулуев сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что ему удалось установить имя лишь одного из других задержанных — Завалу Тазуркаев. О его судьбе нам ничего не известно.
67) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Москва, 19 октября 2000 г.
68) Там же.
69) Интервью Хьюман Райтс Вотч с С.Лулуевым. Москва, 12 марта 2001 г.
70) Хьюман Райтс Вотч располагает копией видеозаписи.
71) Интервью Хьюман Райтс Вотч с одним из членов съемочной группы CNN. Москва, март 2000 г.
72) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ф.Базоркиной. Карабулак, Ингушетия, 17 ноября 2000 г.
73) Ответ от 24 ноября 2000 г. за подписью помощника прокурора ханкалинской военной прокуратуры В.П.Зеленина.
74) См. письмо председателя ПЦ "Мемориал" О.Орлова на имя спецпредставителя президента России по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике В.А.Каламанова от 27 октября 2000 г.