russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Медицинские доказательства

Доступ к судмедэксперту

Доступ к врачу для пострадавших после освобождения

При невозможности пройти обследование у судмедэксперта пострадавшие от пыток могут использовать другие пути для того, чтобы документально зафиксировать полученные травмы. Отпущенные на свободу, они могут обратиться в травмопункты, вызвать скорую медицинскую помощь или прийти на прием к участковому врачу. Травмопункты существуют на уровне районов в каждом городе и сельских населенных пунктах и располагают оборудованием для оказания первой помощи и проведения первичного обследования, такого как рентгеновское. Для дальнейшего обследования врач травмопункта может направить обратившегося к специалисту в поликлинике. Пострадавшие от пыток могут также вызвать скорую медицинскую помощь, указав характер травм. В этом случае сотрудники могут привезти портативное оборудование для проведения первичного обследования на месте. Как и в случае с травмопунктами, для прохождения дальнейшего обследования человека направляют к врачу-специалисту в поликлинике. Помимо этого, бригады "скорой помощи", как правило, комплектуются из фельдшеров, не имеющих полного медицинского образования. Участковые врачи также не располагают оборудованием для проведения обследования более сложного, чем измерение кровяного давления или проверка рефлексов, и при необходимости направляют обратившегося в врачу-специалисту.

Врач-специалист должен перечислить жалобы больного, детально описать травмы (в том числе цвет, форму, длину и т.д.) и объяснение больного относительно их происхождения. Впоследствии по этим сведениям судмедэксперт сможет установить примерное время получения травмы, объекта причинения и других обстоятельств, которые могут быть использованы для привлечения к ответственности виновных в применении недозволенных методов. Однако осмотр, проводимый в травмопункте, службой скорой медицинской помощи или участковым врачом, зачастую является недостаточно тщательным либо поставленный диагноз не содержит подробностей, необходимых судмедэксперту для однозначного заключения о причине травмы. Представляется, что основное внимание, как правило, уделяется видимым травмам, таким как коровоподтеки и ссадины, в то время как внутренние травмы игнорируют, если только больной сам не жалуется на конкретные органы или ощущения. Например, если больной жалуется на боль, вызванную ударами дубинкой по пяткам, врач может поставить диагноз "ушиб мягких тканей", но не делать рентгеноскопию, которая могла бы подтвердить повреждение кости.

В беседе с представителями Хьюман Райтс Вотч два судмедэксперта отмечали, что качество и уровень детализации медицинских документов, составляемых другими врачами, не всегда достаточны для однозначного заключения.

Медицинские документы далеко не всегда являются исчерпывающими с точки зрения описания. [Обычных] врачей интересует лечение, а к описанию деталей (размер травм, их цвет, другими словами — то, что нас интересует) они относятся так, что часто их не замечают. ... Поэтому мы зачастую не можем ответить на конкретные вопросы о времени и обстоятельствах [получения травмы].73

Другая проблема состоит в том, что врачи неохотно относятся к проведению обследования, как только выясняется, что было причиной полученных человеком травм. Медицинские работники обязаны сообщать в органы внутренних дел о любых травмах, которые могут иметь отношение к уголовному преступлению, а врачи, как и большинство людей в России, предпочитают избегать любых контактов с милицией. Такие обследования могут привести к допросу у прокурора, повлечь необходимость давать показания в суде и, возможно, неприятности с сотрудниками милиции, которые могут оказывать на врача давление с целью вынудить его изменить медицинское заключение. Валерий Абрамкин (Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия) рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

... Они же боятся, то есть они не защищены. Никто на это почему-то не обращает внимание, и говорят: "Почему же они не дают [справки]? Они же независимы от милиции, эти травмопункты?" Если ты с ним поговоришь, то он тебе скажет: "Интересно, а что потом со мной сделают? Я же здесь живу". Особенно, если не в Москве, а в маленьком городе... На всякий случай, легче не дать [справку]...74

При том, что большая часть медицинских услуг оказывается (официально) бесплатно, сегодня в России нужно платить за любую медицинскую помощь помимо самой элементарной. В травмопункте вам по-прежнему выдадут бесплатную справку о состоянии здоровья общего характера, однако за более тщательное обследование вас попросят заплатить. Это обстоятельство накладывает на пострадавших от пыток, многие из которых принадлежат к малоимущим, дополнительные трудности финансового характера.


73) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ларисой Романовой и Юрием Солнцевым. Москва, 11 февраля 1999 г.
74) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Москва, 15 июля 1998 г.