РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Этническая
дискриминация
на юге
России

Содержание

СИСТЕМА ПРОПИСКИ

Насилие против чеченцев за пределами Чечни

Насилие со стороны казаков137

Казаки — потомки пограничных сторожевых отрядов, служивших Российской империи. Они вовлечены во многие случаи нарушения прав. С 1994 по начало 1997 г. постановлениями местной власти в Краснодаре и Ставрополе казакам было разрешено осуществлять патрулирование совместно с милицией. 13 февраля 1997 г. декретом федерального правительства России были созданы казачьи подразделения в структуре Министерства внутренних дел (МВД), в погранвойсках и при Министерстве обороны. Таким образом, казаки продолжают сопровождать милицейские патрули и носить оружие, но при этом они подчиняются соответствующим федеральным властям. В нарушение этого декрета в марте 1997 г. губернатор Краснодарского края Кондратенко издал декрет № 389, установивший краевой казачий реестр как основу для совместных действий казаков с правоохранительными органами Краснодарского края.

Некоторые казаки открыто исповедуют идеологию, направленную против национальных меньшинств, и периодически призывают к насильственному выселению из региона всех приезжих представителей меньшинств, а иногда и вообще всех неславян. Местный представитель власти, симпатизирующий казакам, согласился, что между казаками и кавказцами плохие отношения: «Сегодня нельзя сказать, что это катаклизм, но отношения между казаками и 'лицами кавказской национальности' напряженные».138 В июне 1995 г., после событий в Буденновске, казачий атаман в Краснодаре попросил у властей оружие и заявил, что он не отвечает за действия казаков, если кавказцы, не являющиеся постоянными жителями, не будут выдворены за пределы края:

Несмотря на многочисленные требования казаков относительно ограничения и прекращения [выдачи] новых разрешений на проживание и свободное передвижение на территории края гражданам кавказской национальности, псевдодемократически настроенные представители властных структур остались глухи и немы к требованиям казаков и другого населения края...139
Авторы этого воззвания выразили несколько воинственных требований. Во-первых, они заявили, что им нужно оружие для отражения нападений. Во-вторых, они потребовали, чтобы власти «позволили» всем «лицам кавказской национальности», нелегально живущим в Краснодаре, покинуть край «добровольно» до 1 июля 1995 г., под угрозой, что, «если это [отъезд лиц кавказской национальности] не произойдет, Совет атаманов освобождает себя от всякой ответственности за действия казаков и примет указ о репатриации кавказцев».140 В-третьих, до окончания войны в Чечне казачьи атаманы потребовали, чтобы власти прекратили выдачу всех «гостевых и иных виз». Наконец, в воззвании высказано требование об увольнении всех кавказцев из органов прокуратуры и МВД.

Один из комментаторов по казачеству в Краснодарском крае так объясняет эти жесткие требования:

После 1917 г. казачье сословие подвергалось жестоким репрессиям со стороны советской власти, и в среде современного казачества сильны идеи реставрации и исторического реванша, обозначаемые словом «реабилитация». Эти идейные посылки в сочетании с сильными националистическими настроениями, культом силы и социальной архаики обусловливают нигилистическое отношение многих лидеров и активистов казачьего движения к праву в целом и к действующему законодательству в частности.141

Другим тревожным аспектом является возможность конфликта интересов, поскольку некоторые лица занимают посты одновременно в казачьих организациях и в местной администрации. Вступать в казачество было разрешено даже сотрудникам служб безопасности.142 В 1996 г. Хьюман Райтс Вотч стало известно, что глава администрации в Краснодаре Е.М.Харитон в казачьих структурах подчинен атаману крупнейшей в Краснодаре казачьей группы В.П.Громову, который в настоящее время занимает пост вице-губернатора края. Один из комментаторов отмечает:

... казачьи лидеры получают различную помощь от администрации и пользуются доступом к рычагам власти... Не всегда легко разделить, где нарушения допускают законные власти, а где — неформальные (казачьи) организации.143

Организацией Хьюман Райтс Вотч, а также другими правозащитными группами, включая московскую организацию «Мемориал», занимающуюся мониторингом соблюдения прав человека, было зафиксировано большое число совершенных казаками нарушений — в одних случаях при совместном с милицией патрулировании, в других самостоятельно.144 Люди, с которыми мы беседовали в 1996 г., считают, что ситуация была самой худшей между 1992 и 1995 гг. Глава общества армянской культуры «Маштоц» в Краснодаре Эдуард Мелкумянц рассказал о преследовании армянской общины в г. Армавире на востоке Краснодарского края в 1992 г.:

Возьмем, например, Армавир, станица Успенская, где народ, возглавляемый казачеством, открыто начал гонения против армянского населения с условием выезда в течение 24 часов. Началось битье стекол... Туда были вынуждены и мы выезжать, и УВД, и ФСБ, чтобы как-то оградить деревню от погромов, т.к. двинулись казаки и из Усть-Лабинского района, и со Ставрополья, и все ставили четкие условия: 24 часа и — чтоб здесь никого не было...145

Профессор, армянин по национальности, отмечает 1993 г. как пик агрессивности казаков: «Самым жарким было начало 1993 г., казаки прошли по общежитиям Краснодара и гоняли армян и чеченцев. Адыгейцы тогда тоже пострадали».146 Местные армянские лидеры в районном центре Краснодарского края жаловались на насилие казаков на рынке:

Были казачьи рейды на рынках и в городе. Они проводили их [рейды] сами, без милиции. Они проверяли документы у всех кавказцев. Если у тебя нет документов, тебя забирают в милицию... 7 ноября 1994 г. казаки разгромили местный рынок. Они забирали у людей товар, разбрасывали, лучшее забирали себе.147

В другом случае армянин, беженец из Баку, рассказал, как на него напала группа пьяных казаков:

[Это случилось] в прошлом году в июне — по улице шли трое пьяных казаков. Я был один, это было в деревне. Они увидели меня и начали кричать: «Вон идет черножопый!» Они говорили, что мы заполонили город, что мы им мешаем. Потом они стали ко мне приставать и бить меня. Я не знаю даже, как все началось. Все трое меня окружили и начали бить. У меня была шишка на лбу. Я помню, что дико, нечеловечески кричал, когда они начали бить меня по голове. Я упал и лежал на спине, стараясь защитить руками лицо, а они стали бить меня ногами. Я потерял сознание и очнулся позже в тот же вечер.148
В другом случае казаки, дежурившие на милицейском посту в Ставрополе совместно с милицией, словесно оскорбляли чеченцев. Один из чеченцев сообщил: «Это произошло в августе или в сентябре 1995 г. ... Мы ехали на моей машине, я был за рулем. Нас остановил казачий пост (там были и казаки и милиция). И началось: ты чеченец, мы воюем, а ты тут свободно разъезжаешь. Казаки все это говорили, а милиция не обращала внимания. Непонятно было, кто здесь командует». Казаков было пятеро, один из них был вооружен автоматом AK-47.

Еще один случай произошел, когда при совместном рейде казаков и милиции по проверке регистрации в одном из сел Краснодарского края была совершена попытка насильственного выселения. Один из жителей, курд по национальности, вернувшийся в этот регион в звании сержанта после службы в войсках Советской Армии, рассказал об этом инциденте следующее:

Казаки приезжают сюда автобусами. С ними приезжает милиция. Осенью 1995 г. они приехали и сказали, что все [лица] без прописки должны будут в течение нескольких дней покинуть территорию края. Они забрали паспорта у тех, кто не имел прописки. Чтобы получить паспорт, нужно было заплатить штраф. Они собрали подписи у населения, чтобы заставить курдов уехать. Люди боялись. Приехали несколько курдских лидеров из Краснодара. Они обратили внимание администрации края на эту ситуацию.149

В 1996 г. ситуация начала успокаиваться. Армянский лидер в Краснодаре отметил, что«с казаками в последнее время немного улеглось. Когда они формировались, они были более агрессивны. Они разыгрывали армянскую карту. Они ходили и искали места проживания незарегистрированных. Были лозунги «Кубань для казаков», «Казаки решают, кому здесь жить».150 Другие лидеры этнических групп говорят, что в казачьей прессе, такой, как «Казачьи вести», стали реже появляться экстремистские статьи. Некоторые предполагают, что фактором, смягчившим поведение казаков, послужили декреты, давшие казачеству юридический статус.

Однако по данным Правозащитного центра «Мемориал», казаки в течение всего лета 1997 г. продолжали рейды по проверке паспортов в поселениях турок-месхетинцев в Краснодарском крае. Они также провели акции по выселению семей национальных меньшинств, члены которых обвинялись в совершении преступлений. Например, в июле 1997 г. казаки собрали сход местных жителей, потребовавший выселения двух мусульманских семей, в которых двух мальчиков, одиннадцати и двенадцати лет, обвинили в «гомосексуальном разврате» в отношении других детей. Казаки угрозами вынудили семьи уехать.151


137) См. выше «Казачье движение»
138) Интервью с Владимиром Георгиевичем Лихониным, заместителем главы администрации Тимашевского района по хозяйственным вопросам, Краснодарский край, 15 апреля 1996.
139) Заявление Совета атаманов и Совета старейшин Екатеринодарского отдела ВКВ» 19 июня 1995. Цитируется в обратном переводе с английского.
140) Там же.
141) «Положение» стр. 81.
142) Там же.
143) Там же.
144) См. превосходное исследование Правозащитного центра Мемориал, посвященное туркам-месхетинцам, в особенности раздел «Роль казачьих формирований», стр. 80-94, в «Положении». См. также новые данные, подготовленные Мемориалом, о положении турок-месхетинцев: Правозащитный центр Мемориал, «Начало этнических чисток на территории Краснодара: дело турок-месхетинцев», Информбюллетень №1, 20 сентября 1997 г., а также «Прекратить этнические чистки на территории Краснодара!», 5 декабря 1997.
145) Интервью, Краснодар, 15 апреля 1996.
146) Интервью, Краснодар, 16 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
147) Интервью, Краснодарский край, апрель 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
148) Интервью с Мирсеном Мароняном, Пятигорск, Ставропольский край, 21 августа 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
149) Интервью с Теймуразом Галасаном, с. Пятигорская Краснодарского края, 16 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
150) Интервью с Оником Енрикяном, бизнесменом, заместителем председателя Координационного совета Армянской общины, Краснодар, 13 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
151) Мемориал, «Начало этнических чисток».


Webmaster