РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Этническая
дискриминация
на юге
России

Содержание

СИСТЕМА ПРОПИСКИ

Насилие против чеченцев за пределами Чечни

Как результат чеченского конфликта

Война в Чечне между российскими вооруженными силами и формированиями чеченцев-сторонников Дудаева сразу же отразилась на жизни обычных людей за сотни километров от зоны боевых действий. В результате войны наблюдалась в целом эскалация напряженности в отношениях между чеченцами и славянским населением. Иногда подстрекателями такой напряженности были группы сельских жителей, которые собирались на сход, требуя принятия мер против «инородцев» и беженцев. В первых рядах таких сходов часто выступали казаки.113 В исследовании, проведенном по заказу Краснодарского департамента внутренних дел, приводится следующий вывод:

Для южной России характерно проведение сходов граждан, на которых часто выдвигается требование о выселении беженцев, потому что они, по мнению многих, отлынивают от работы, ведут криминальный образ жизни и вступают в конфликты с местным населением. В ряде случаев такие настороения встретили поддержку местных правоохранительных органов и средств массовой информации. Кроме того, инициаторами таких сходов являются казаки.114

Эти настроения приводят к соответствующим действиям — от оскорбительных националистических высказываний до прямых угроз и фактического выселения. В одном из сел Ставропольского края, где проживало небольшое число чеченских семей, гибель в чеченской войне одного из местных парней привела к стычке. По словам чеченца — свидетеля инцидента, дядька погибшего кричал: «Вы убиваете наших ребят, а мы будем убивать вас».115 К счастью, находившаяся поблизости русская женщина закричала на него, чтобы он замолчал, и защитила местных чеченцев. Сорокалетняя чеченка, живущая в Чернолесске Ставропольского края, сказала представителям Хьюман Райтс Вотч, что после взятия заложников в Первомайском учительница химии избрала ее сына мишенью для травли, презрительно называя его «дудаевцем». Другая чеченка из этого же города сообщила о натянутых отношениях с соседями, сохранившихся на ее памяти еще с советских времен, а третья рассказала, как ее невестка, лежа в больнице, переживала оскорбления, связанные с ее национальностью. Чеченец, живущий в Ставрополе, сообщил нам: «По мере того как меняется ситуация в Чеченской республике, тут автоматически со стороны властей идет давление на лиц чеченской национальности. Обычно останавливают везде, проверяют документы, ущемляют личные и гражданские права, унижают человеческое достоинство».116 Другой пожаловался: «Ругаются постоянно, обзывают - боевик, чего не воюешь, езжай себе в Чечню и т.д. Даже тем, кто здесь всю жизнь прожил, говорят, чтобы уезжали в Чечню и жили там».117 Чеченка из села Палласовка Волгоградской области сообщила представителям Хьюман Райтс Вотч следующее:

[Я живу здесь] лет двадцать. В течение военных действий чувствовалось, конечно, плохое отношение именно к чеченскому народу. Если выходили на улицу, то постоянно слышали упреки в свой адрес, говорили однозначно, что всех нужно выслать, что мы все — бандиты. Были и такие, которые относились нормально, по-человечески... [Как то раз] я пошла в больницу с ребенком, хотела зайти к врачу, но слышу там говорят о войне, что там [чеченцы] бивают их детей, за деньги там бандиты убивают их детей, а тут, мол, чеченцы наживаются, что всех [чеченцев] надо выслать с Волгоградской области.118

113) Казаки Краснодарского края провели несколько сходов против турок-месхтинцев с санкции и, возможно, при содействии краевой администрации. Краевая администрация утверждает, что такие сходы, выдвигающие требование о выселении турок-месхетинцев, выражают «спонтанное возмущение народа»«. См. Мемориал, «Начало этнических чисток».
114) Мельник, стр. 121. Цитируется в обратном переводе с английского.
115) Интервью, станица Филимоновская (поселение, основанное казаками в восемнадцатом веке), Ставропольский край, 7 апреля 1996.
116) Интервью, Ставрополь, 19 августа 1996.
117) Интервью, Ставрополь, 19 августа 1996.
118) Интервью, Палласовка, 5 марта 1997.


Webmaster