РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Этническая
дискриминация
на юге
России

Содержание

СИСТЕМА ПРОПИСКИ

Свобода передвижения

Свободе передвижения в первую очередь и главным образом препятствует требование о получении разрешения на проживание. От этого страдают многие граждане бывшего Советского Союза, бежавшие в Краснодар и Ставрополь до распада Советского Союза и не сумевшие легализовать свое проживание там. Многие из этих людей сейчас являются лицами без гражданства и без постоянного места жительства.91 Вынужденные переселенцы, бежавшие от конфликта в Чечне, также сталкиваются с проблемами при получении требуемой законом регистрации либо, если местная миграционная служба отказывается предоставить им статус вынужденных переселенцев, при уплате высоких взносов, взимаемых за регистрацию. Из-за системы прописки страдают и те граждане, которым нужно переехать в данный регион из деловых соображений, а также лица, на законных основаниях постоянно проживающие на территории региона и желающие пригласить к себе родственников с целью воссоединения семьи.

Хотя по закону для проживания в Краснодарском и Ставропольском краях все граждане обязаны иметь постоянную или временную регистрацию, представителям славянских национальностей получить такую регистрацию легче. По имеющимся данным о Краснодарском крае, 30,6% лиц, бежавших из зон военных или межнациональных конфликтов, не имеют прописки; однако среди русскоязычных беженцев и вынужденных переселенцев не имеющие регистрации составляют лишь 13,1%.92 Из армянских беженцев и переселенцев разрешения на жительство не имеет половина, а среди перемещенных турок-месхетинцев эта цифра достигает 94.8%.93

Произвольное применение закона создает условия для коррупции и злоупотреблений. Оник Енрикян, бизнесмен, заместитель председателя армянской общины Краснодара, подчеркивает: «Власти пытаются с помощью прописки регулировать приток мигрантов из кавказских республик, хотя есть мигранты из Беларуси, Украины и Молдовы. Люди устраиваются с помощью связей, денег, всегда можно найти лазейку в законе».94 Глава Комитета по законодательству и правам человека Ставропольской краевой думы утверждает, что разрешение на проживание необходимо, хотя и признает, что оно создает простор для коррупции:

Люди во властных структурах, принимая беженцев, — а те были готовы на все, им нужно было уйти от войны каким-то образом, — поняли, что на этом можно делать деньги. И за взятки прописывали, в нарушение всяких норм, когда города трещали от количества прибывающих людей, а их все равно прописывали и все остальное.95

Д., работающий таксистом, получил образование на юридическом факультете Ростовского университета. В 1983 г. он уехал из района Мартуни в Нагорном Карабахе и получил постоянную прописку в Пятигорске, курортном городе Ставропольского края. Даже по действующим в Ставрополье законам, требующим десятилетнего срока проживания на территории края, прежде чем можно будет пригласить близкого родственника, Д. уже имеет на это право. Однако ему потребовалось почти шесть лет, чтобы прописать к себе собственную мать. По словам Д.,

моя мать приехала в 1989 г. Мы каждый год пытались [получить для нее прописку], ходили в горсуд. Ходили каждый год, иногда по несколько раз в год. Подаешь документы, они документы назад не отдают. В 1995 г. мы наконец получили для нее прописку.96

Другой гражданин, курд по национальности и мусульманин по вероисповеданию, был вынужден уехать из Армении в 1989 г. во время волны насилия против азербайджанцев. Он приехал в Краснодар.97 С того времени он живет в Краснодаре без регистрации. Во время его выдворения из Армении обе республики были частью Советского Союза. По его словам, его выгнали из собственного дома армянские беженцы, которые вынуждены были покинуть Азербайджан во время антиармянских выступлений. Он содержит свою семью за счет того, что имеет большой сад и двух коров. Он не может зарегистрировать покупку дома, в котором живет, поскольку у него нет прописки. По его словам,

они приходят домой проверять документы. Они спрашивают, откуда мы приехали, и говорят нам убираться туда. Когда мы приехали, они проверяли по три-четыре раза в месяц, но в этом году проверок не было. Милиция и казаки проверяют по отдельности. Они забирают у нас паспорта и относят их в паспортный отдел, и там нас штрафуют. Последний раз нас оштрафовали в прошлом году. Это было около 10-20 тысяч рублей [в то время около 5 долларов США].98
В другом случае Общество армянской культуры в Краснодаре наняло на работу учителя, жившего в соседнем Ростове-на-Дону, чтобы вести уроки армянского языка. Однако он не мог получить разрешение на проживание в крае и, следовательно, не мог поступить на эту работу.99

Д., зарегистрированный в Пятигорске, сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что по распоряжению местного суда его жена, родом из Нагорного Карабаха, должна вернуться туда за выпиской с прежнего места жительства, чтобы зарегистрироваться по месту жительства мужа в Ставрополье. Поскольку поездка в Нагорный Карабах — зону военных конфликтов — опасна, Д. планирует поехать туда вместе с женой, а пока, по его словам, жена боится выйти из дома, чтобы ее не поймали во время очередной облавы на нарушителей режима прописки.100 Милиция явилась к ним домой в тот же день, когда у жены истекала временная регистрация, и оштрафовала их на 600.000 рублей (в то время- около 120 долларов США).

Армянин из Баку, бежавший от антиармянских выступлений в 1988 г., не может получить разрешение на постоянное проживание в г. Ставрополе. Он сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч следующее:

Я приехал сюда в 1988 г. У меня нет постоянной прописки, но есть временная. Я не гражданин России... Когда мы приехали, мы получили жилье и работу на время, и я работал. Но сейчас у меня временная работа и временная прописка. Завтра они не продлят прописку и могут тебя выселить, могут закрыть твое место работы.101

Чеченец, долгое время живший в Волгоградской области, рассказал о том, что вынужден был заплатить большую сумму, чтобы получить временную регистрацию для своих родственников, российских граждан, бежавших от боев в Чечне. По его словам,

четыре человека [беженцев у нас] было, потом не прописали их, и они уехали. Они у меня пробыли около полутора месяцев. Это было до Нового года, месяцев шесть назад... Пошел прописать — не прописывают. Говорили, что, мол, не разрешается, не полагается. Это говорили в отделении милиции, в паспортном столе. Говорят, что не имеют права [прописывать постоянно]... Когда [временно] прописывали, брали по 400 тысяч рублей (70 долларов США) с каждого человека...102

Другой чеченец, долгое время живший в Волгограде, также пожаловался на затруднения, вызванные обязательной регистрацией внутренних переселенцев для временного проживания. Он рассказал нам:«Паспортным режимом очень нас мучили в течение того года, когда у нас были беженцы. Через каждые 45 дней надо было с этими беженцами [ходить]... Каждый раз надо было деньги платить за регистрацию... А были случаи, когда человек в течение трех дней не мог приехать из степи... и его штрафовали. Первый штраф 200 тысяч рублей, а следующие штрафы 500 тысяч рублей и до одного миллиона». Они приехали накануне Нового 1995 года и уехали через год.103


91) Беженцы, постоянно живущие в России, но родом из других государств бывшего Советского Союза, сталкиваются с большими препятствиями при попытке получить не только официальный статус беженцев, но и российское гражданство. Бывшие советские граждане, которые постоянно проживали на территории России на 6 февраля 1992 г. и не отказались от российского гражданства в течение года после этой даты, автоматически признавались гражданами России в соответствии со статьей 13, часть 1 закона о гражданстве. Хотя по гражданскому кодексу (статья 20) «постоянное место жительства» означает фактическое место жительства, а не «прописку», многих лиц без прописки местные власти не считали и не считают российскими гражданами. Мы благодарим Александра Осипова за это разъяснение.

По российскому закону 1992 г. о гражданстве каждый, кто был гражданином Советского Союза, может до 2000 года стать гражданином России. Согласно этому закону, гражданин должен подать просьбу о предоставлении российского гражданства в российское консульство своей страны — абсурдное требование по отношению к тем людям, которые вынуждены были бежать из своей страны. Закон не требует возвращения на родину тех, кому посчастливилось получить официальный статус беженца. Так, например, многие армяне в Ставропольском и Краснодарском краях являются лицами без гражданства, поскольку они были гражданами Советского Союза, когда бежали из Азербайджана; многие из тех, кто вначале приехал в Армению, а затем в Россию, не стали гражданами Армении.
92) «Положение», стр. 23.
93) Там же. Для некоторых городов это не характерно. См. выше описание ситуации в Сочи.
94) Интервью, Краснодар, 13 апреля 1996.
95) Интервью с Виктором Хлопоней, Ставрополь, 19 августа 1996.
96) Интервью, Пятигорск, 10 апреля 1996. Д. попросил не называть его имени.
97) После антиармянских выступлений в Азербайджане в 1988-90 гг. армяне начали оказывать давление на живущих в Армении азербайджанцев численностью около 160.000, вынуждая их уехать. Многие азербайджанцы в результате бежали из Армении. Курдов-мусульман постигла та же судьба, что и азербайджанцев, а курдам-езидам было позволено остаться. В результате аналогичных вспышек насилия около 350.000 армян были вынуждены покинуть Азербайджан.
98) Интервью, с. Пятигорская, Краснодарский край, 16 апреля 1996.
99) Интервью, Краснодар, 14 апреля 1996.
100) Интервью, Пятигорск, 8 апреля 1996.
101) Интервью, Ставрополь, 7 апреля 1996.
102) Интервью с Шарани, Палласовка, Волгоградская область, 5 марта 1997.
103) Интервью, Волгоградская область, 4 марта 1997.



Webmaster