РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Этническая
дискриминация
на юге
России

Содержание

СИСТЕМА ПРОПИСКИ

Краснодарский и Ставропольский края

Система прописки строго применяется также в Краснодаре и на Ставрополье. Как и в Москве, ко всем приезжим, большинство из которых составляют беженцы, применяются жесткие административные требования, часто носящие карательный характер. Законы, в которых вместо слова «прописка» используется выражение «разрешение на жительство», не разрешают даже обращаться за разрешением на жительство никому, кроме «зарегистированных в законном порядке» беженцев, вынужденных переселенцев и граждан России. Однако фактически даже этим категориям лиц не позволено обращаться за разрешением на жительство. Отсутствие прописки подвергает граждан опасности ареста, запугивания во время проверок документов, изъятия паспорта и вымогательства произвольных штрафов и взяток.

На момент написания этого доклада власти Краснодарского края не приняли никаких мер к тому, чтобы привести местное законодательство о регистрации в соответствие с февральским 1998 г. постановлением Конституционного суда. Напротив, со времени поездки Хьюман Райтс Вотч в этот регион в 1996 г. местные правила еще более ужесточились. Указ, изданный главой администрации Краснодарского края в апреле 1994 г. (№222), позволяет получить прописку лицам, получившим статус вынужденных переселенцев или беженцев от районной миграционной службы. Однако существует одно условие: чтобы получить такой статус, согласно указу №222, необходимо иметь близкого родственника (супруга, родителя, ребенка, брата или сестру), зарегистрированных и проживающих в Краснодаре не менее пяти лет. В законе № 9-КЗ, изданном в июне 1995 г., этот ценз оседлости был увеличен до 10 лет,85 что подтверждается резолюцией от 16 июня 1997 г.86 Также в 1997 г. законодатели Краснодарского края приняли еще более строгие правила регистрации в восьми городах края, в число которых входят города проживания турок-месхетинцев и курортные города.87 По этим правилам граждане стран СНГ, вступив в брак с гражданами России, могут получить разрешение на постоянное жительство только через пять лет после заключения брака. Исключение из этого правила сделано для супругов из Белоруссии, видимо, в соответствии с Уставом Союза России и Беларуси 1997 г.

Постановление правительства № 1019 от 8 сентября 1994 г. «О дополнительных мерах государственного регулирования миграционных процессов в Краснодарском крае» также нарушает фундаментальные права на свободу передвижения и на поиск убежища, выставляя требование, согласно которому «иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Краснодарского края, должны быть депортированы из Российской Федерации». В постановлении не делается исключения для лиц, ищущих убежища.

Аналогичные ограничения были введены в Ставропольском крае путем принятия 18 октября 1994 г. двух законов, призванных «ограничить бесконтрольную миграцию» в этот регион.88 В этих законах, помимо прочего, предусматриваются суровые наказания, в частности штрафы, за нахождение на территории края без регистрации. Например, по статье 2 закона «Об административной ответственности за нарушение порядка пребывания и определения на постоянное место жительства в Ставропольском крае» за отсутствие регистрации предусмотрен штраф в размере десяти минимальных зарплат, т.е. около 110 долларов США, или 10 суток ареста; такое же нарушение, совершенное должностным лицом, карается штрафом в размере около 250 долларов (статья 3), а нелегальное предоставление жилья приезжим, совершенное должностным лицом, карается штрафом около 550 долларов США (статья 5).

Ставропольская краевая дума в 1996 г. внесла изменения в эти правила, а 16 июля 1997 г. полностью отменила их. Июльским 1997 г. решением краевой думы89 единственным порядком регистрации, действующим в Ставропольском крае, был признан порядок, установленный постановлением правительства РФ № 713. Отмена драконовских штрафов за нарушение порядка регистрации была позитивным шагом, однако штрафы взимаются до сих пор, приезжих ограничивают шестимесячным сроком пребывания, а получить разрешение на постоянное жительство по-прежнему невозможно без одобрения районных комиссий миграционного контроля. По словам одного местного активиста, «хотя [этническая] напряженность в последнее время значительно снизилась, местные власти по-прежнему отказывают людям в просьбах о регистрации».90


85) Там же., стр. 36.
86) «Постановление по Краснодарскому краю о мерах по усилению государственного контроля над миграцией в Краснодарский край и устранению негативных последствий чрезмерной миграции» № 236, принятое законодательным собранием Краснодарского края 16 июня 1997 г.
87) Постановление № 682-П «О перечне городов и районов края, в которых временно вводится особый порядок регистрации по месту жительства, и правилах регистрации по месту жительства в них», принятое законодательным собранием Краснодарского края 4 июля 1997 г. К этим городам относятся Анапа, Геленджик, Крымск, Новороссийск, Сочи, Туапсе, Крымский и Туапсинский районы.
88) «Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае» и закон «Об административной ответственности за нарушение порядка пребывания и определения на постоянное место жительства в Ставропольском крае». «Ставропольская правда», Ставрополь, № 205, 21 октября 1994. Измененная редакция этих актов принята как краевой закон № 41 под тем же названием в декабре1996 г.
89) Постановление 651-39, об отмене постановления Ставропольской краевой думы № 188-8 «Об административной ответственности за нарушение порядка пребывания и определения на постоянное место жительства в Ставропольском крае» от 6 октября 1994 г. «Ставропольская правда», 17 июля 1997 г.
90) Телефонное интервью с Хароном Дениевым, председателем культурного центра вайнахов, Ставрополь, 27 мая 1998 г.


Webmaster