РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Этническая
дискриминация
на юге
России

Содержание

РОСТ КСЕНОФОБИИ В РОССИИ

Этнические войны и принудительная миграция

Напряженность, назревшая в результате национальной политики советской эпохи, проявилась во взрыве насилия во время перестройки. Проблемы и претензии, не обсуждавшиеся годами, нашли свое выражение в огне автоматов Калашникова и артиллерийских установок «Град». С 1987 по 1994 г. на территории бывшего Советского Союза, на границах Краснодарского и Ставропольского краев и поблизости от них разразилось несколько войн, в которых различные национальности сражались друг с другом. Бои развернулись в Нагорном Карабахе (Азербайджан), в Южной Осетии (Грузия), в Абхазии (Грузия), в Ингушетии (Россия), в Пригородном районе (Северная Осетия) и в Чечне (Россия)21. Краснодарский и Ставропольский края и в меньшей степени Волгоградская область как магнитом притягивали к себе беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов, спасающихся от этих конфликтов22. Эти территории известны более благоприятными климатическими и сельскохозяйственными условиями в сравнении с другими частями бывшего Советского Союза. Помимо этого, Ставропольский и Краснодарский края стали второй родиной для некоторых национальных общин, уже обосновавшихся на этих территориях, таких, как, например, армяне. Краевые власти в Краснодаре и Ставрополье ответили на приток беженцев, вынужденных переселенцев и рабочих-мигрантов установлением ограничений на постоянную прописку и временное пребывание. Краснодарские власти с тревогой отметили, что появившиеся тенденции миграции угрожают межнациональной гармонии.

Проведенный в 1994 г. в Краснодаре опрос беженцев неславянских национальностей показал следующие результаты: в 1994 г. 66% опрошенных нерусских беженцев ответили, что всеми силами постараются остаться в Краснодаре (не делая попыток осесть в какой-либо другой части России). В 1990 г. такой ответ дали лишь 20% беженцев23. 83% сказали, что хотят остаться на территории края постоянно, а в 1990 г. — лишь 65%24. Например, часть армян, бежавших из Баку, предпочли направиться не в Армению, а в Москву, Краснодар или Ставрополь. Многие из них даже не говорили по-армянски. Армянский журналист, выполняя редакционное задание в Пятигорске, саркастически отметил:

Когда часть армянских беженцев из Азербайджана хлынула в Армению, демократическое правительство Армении вынудило их уехать и из Армении, поскольку стало закрывать русскоязычные школы. Многие армянские дети учились в таких школах в Азербайджане... Может быть, большинство армян, которые живут здесь и которые не заинтересованы в этом регионе, с радостью вернулись бы в Армению, но [там] нет русскоязычных школ. А если я или мои дети не учили армянский язык, как ходить в школу? И еще можно добавить, что [армянская] интеллигенция жила в Баку, а в Армении [для жительства] предлагали только сельские районы25.

До 1991 г. поток мигрантов почти не регулировался центральными властями и регионам практически не выделялась помощь для облегчения дополнительного бремени, обрушившегося на местные социальные службы. Точные данные об общем количестве беженцев, вынужденных переселенцев и других мигрантов с 1988 г. по сегодняшний день отсутствуют: эта категория населения имеет неустойчивый состав и часто не сообщает властям о своем присутствии из страха преследований или депортации. Согласно данным паспортной службы Краснодарского управления внутренних дел, на 1 октября 1994 г. в Краснодаре насчитывалось 184.125 человек, прибывших из «зон конфликтов» и «зон беспорядков». Большинство из них (60,6%) — русскоязычные (так обычно называют русских, белорусов, украинцев в неславянских регионах бывшего Советского Союза) и армяне (24,7%)26. К январю 1996 г. эта цифра возросла до 223.00027. В 1993 г. представители администрации Краснодарского края утверждали, что общее число всех мигрантов, как легальных, так и нелегальных, приближалось к 675.000, т.е. составляло около 13% всего населения, однако эта цифра вызывает много возражений. В 1996 г. правительство Краснодарского края отмечало, что край принял 12% всех прибывших в Россию «мигрантов» — видимо, включая беженцев, вынужденных переселенцев и других перемещенных лиц29. Однако один из армянских лидеров в Краснодарском крае сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч в 1996 г., что на территории края проживают без регистрации до 390.000 армянских беженцев. Как упоминалось ранее, согласно советской переписи населения 1989 г., население Краснодарского края (исключая расположенную на его территории Адыгейскую республику) составляло 4,62 миллиона жителей, а к концу 1994 г. возросло до пяти миллионов.

Рост численности армянской общины встревожил правительство Краснодарского края. В региональной миграционной программе 1996 г., где изложены основные цели местной миграционной политики, отмечено, что «учитывая... устойчивый уровень смертности славянского населения и учитывая рост армянского населения [в процентном отношении к населению в целом] в результате усиливающейся миграции... и их естественного прироста, можно говорить о процессе постепенного изменения исторически сложившегося равновесия в численности основных национальных групп народонаселения края»30. В том же документе высказано предостережение, что продолжающийся рост числа беженцев и вынужденных переселенцев приведет к межэтническим конфликтам31. В постановлении главы администрации Краснодарского края о фактах нарушения порядка регистрации в курортном городе Сочи неоднократно приводится сравнение статистических данных о русском и армянском населении по таким параметрам, как регистрация по месту жительства, выдача разрешений на строительство и т.п.32 В том же постановлении высказана критика в адрес краевых органов регистрации за то, что они допустили резкий рост числа армянских «мигрантов» в Сочи якобы в нарушение местных постановлений и федерального законодательства33.

В Ставропольском крае сложилась аналогичная ситуация: официально численность населения с 2,41 миллиона в 1989 г. выросла до 2,65 миллионов в 1995 г.34 Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) в Ставропольском крае сообщил, что до 1 июля 1992 г. не осуществлялась официальная регистрация вынужденных переселенцев и беженцев. До этого времени, по его подсчетам, в Ставропольский край прибыло от 5.000 до 7.000 вынужденных переселенцев — армян из Нагорного Карабаха и турок-месхетинцев из Узбекистана, — спасаясь от массового насилия у себя на родине35. С 1992 по 1994 г. прибыло еще 28.601 вынужденных переселенца: это были преимущественно русские, покидающие Чечню после объявления о ее независимости. С декабря 1994 г. по май 1995 г., по подсчетам главы ФМС, на территорию края прибыло еще 40.000 вынужденных переселенцев, многие из них — русские, спасающиеся от войны в Чечне. К апрелю 1996 г. в Ставрополье было официально зарегистрировано 53.000 перемещенных лиц и беженцев; их общее число, включая незарегистрированных, достигло 100.00036. Если включить в это число тех, кто находился в Ставрополье проездом или проживал там временно, общая цифра достигнет нескольких сотен тысяч37.

Официальные лица в Краснодарском и Ставропольском краях сообщили нам, что эти регионы не были готовы принять такое количество мигрантов. В условиях, когда центральный бюджет был расстроен, финансирование социальной инфраструктуры было крайне скудным. Москва практически ничем не помогла в решении данной проблемы. Почти все опрошенные нами представители местной власти и населения жаловались, что мигранты и беженцы создают дополнительное бремя для инфраструктуры регионов. Один представитель местной администрации прокомментировал это следующим образом:

После землетрясения 1989 г. приехали первые армяне, и мы их встретили с распростертыми объятьями. Но после этого приехали все беженцы, и нас захлестнуло. Эти люди не хотят ехать в Сибирь и т.п. Они переполнили общественный транспорт, социальные службы, рынок труда. То же самое произошло в Калифорнии, и в результате был проведен референдум. Права местного населения ущемлены. Люди живут здесь, они не зарегистрированы, а мы не получаем на них денег из центра. Центральное правительство в Москве должно распределить их по всему Северному Кавказу38.

Александр Бердник, консультант по национальной политике администрации Ставропольского края, объяснил:

Все дело в том, что еще до того, как стал разваливаться Советский Союз, появились беженцы из Армении, Грузии, Азербайджана, потом из Чечни. Этим людям нужно было где-то закрепляться на жительство. Среди них были русские, из Азербайджана бежали армяне, из Армении бежали азербайджанцы... В конечном счете, если говорить о Шпаковском районе, получилось так, что в связи с притоком людей в этот район за небольшой промежуток времени, например, количество армян выросло достаточно значительно... Конечно инфраструктура начала трещать - не стало хватать жилья, магазинов. Коренные жители стали, конечно, возмущаться. Вот почему появилось это временное положение [1994 г.], что не разрешать, не прописывать и все остальное39.

Глава ФМС Ставрополья также отметил, что «должно быть регулирование волн миграции. Мы переполнены. Это прекрасные места, и если мы не будем регулировать, то мы не решим таких проблем, как жилье и инфраструктура... Регион перенаселен. Детские сады и больницы переполнены»40.

Опрос, проведенный в Краснодаре в 1994 г. среди постоянных жителей, беженцев и переселенцев, показал, что «... многие местные жители считают беженцев и переселенцев виновными в ухудшении своего социально-экономического положения, в том числе в усилении конкуренции на рынке труда и жилья, где они сами переживают некоторые трудности. И действительно, цены на жилье в южной России приближаются к московским, школы работают в три смены, а в больницу не попасть»41.

Такую точку зрения в некоторой степени разделяют также представители коренного населения неславянских национальностей. Армянка из Краснодара, с которой мы беседовали в офисе местной армянской общины, пожаловалась:

Краснодар имеет статус пограничного региона. Если бы его не было, все началось бы здесь раньше, чем в Чечне... Наши люди не настолько цивилизованы, чтобы мы могли отменить систему прописки. Я была в комиссии по прописке42. Инфраструктура не выдержит всех. Администрация края имеет право защитить его. Назревает социальный взрыв. Администрация приняла ограничительные указы, чтобы успокоить тех, кто недоволен. Все те, кому удалось получить прописку до марта 1992 г., — российские граждане... надо принимать решение — либо гражданин России, либо поезжай в Армению43.

Другой армянин признал, что «был период, когда постоянно живущие здесь армяне плохо реагировали на беженцев»44.

Связи, основанные на этнической солидарности, которыми часто пользуются мигранты, чтобы найти жилище и работу, также вызывают недовольство у славянского населения, которое видит в них что-то «заговорщическое» либо «незаконное». Исследование, проведенное в 1994 г., показало, что 75% беженцев-неславян воспользовались помощью родных или друзей, чтобы устроиться на новом месте; в 1990 г. такой ответ дали лишь 11%45. Представитель местной власти в Тимашевском районе Краснодара, сообщил нам:

Нужно внимательно посмотреть на этих лиц кавказской национальности. Первая волна была армяне из Армении: они приехали со своей земли. Они вписались в наш образ жизни. Но остальные кавказцы из Грузии, из Азербайджана — это были люди, которые уже выработали для себя систему выживания и оппозиции в чужой среде, т.е. были меньшинствами. Здесь они пытаются подходить к местному населению с теми же мерками. Приезжает вся родня, много взрослых, они строят много домов рядом друг с другом. Они устраивают так, что дом покупает родня и члены семьи. Потом они огораживаются забором и создают свой собственный мирок46.

Глава армянской общины в Ставрополе, живущий на территории края уже 30 лет, сказал нам: «Все зависит от концентрации людей. Одна армянская семья в деревне — все в порядке. Если армяне составляют одну треть населения, возникают проблемы»47.

Хотя большинство официально зарегистрированных мигрантов составляют славяне, тем не менее именно неславяне становятся объектом враждебного отношения населения к мигрантам и беженцам. В Ставрополе около 80% мигрантов составляют русские48. В Краснодаре процент русских приблизительно такой же49. Среди незарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев большинство составляют неславяне. Опрос общественного мнения, проведенный среди постоянных жителей Краснодара, показал, что, по мнению более половины респондентов, предпочтение должно быть отдано мигрантам славянского происхождения50.


21) См. следующие доклады Хьюман Райтс Вотч с описанием этих конфликтов: «Чечня: наследие прошлых злоупотреблений» (Chechnya: A Legacy of Abuse), январь 1997, «Беженцы и внутренние переселенцы в Армении, Азербайджане, Грузии, Российской Федерации и Таджикистане» (Refugees and Internally Displaced Persons in Armenia, Azerbaijan, Georgia, the Russian Federation, and Tajikistan), май 1996, «Осетино-ингушский конфликт в Пригородном районе (The Ingush-Ossestian Conflict in the Prigorodnyi Region), май 1996, «Под перекрестным огнем: Гражданское население в Гудермесе и Первомайском» (Caught in the Crossfire: Civilian in Gudermes & Pervomayskoye), март 1996, «Семь лет конфликта в Нагорном Карабахе» (Seven Years of Conflict in Nagorno-Karabakh), декабрь 1994, «Партизанская война в Чечне накануне 50-летия победы» (Partisan War in Chechnya on the Eve of the WWII Commemoration), май 1995, «Грузия /Абхазия: нарушения законов ведения войны и роль России в конфликте» (Georgia/Abkhazia: Violations of Laws of War & Russia's Role in the Conflict), март 1995, «Три месяца войны в Чечне» (Three Months of War in Chechnya), февраль, 1995, «Война в Чечне: новые сообщения с места событий» (War in Chechnya: New Report from the Field), январь 1995, «Российская война в Чечне: говорят жертвы» (Russia's War in Chechnya: Victims Speak Out), январь 1995, «Кровопролитие на Кавказе: неприцельные бомбардировки и обстрелы со стороны азербайджанских сил в Нагорном Карабахе» (Bloodshed in the Caucasus: Indiscriminate Bombing and Shelling by Azerbaijani Forces in Nagorno Karabakh), июль 1993, «Война или мир?: Права человека и российские военные в ‘ближнем зарубежье'» (War or Peace?: Human Rights and Russian Military Involvement in the ‘Near Abroad'), декабрь 1993, «Кровопролитие на Кавказе: эскалация вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе» (Bloodshed in the Caucasus: Escalation of the Armed Conflict in Nagorno Karabakh) сентябрь 1992, «Кровопролитие на Кавказе: нарушения гуманитарного права и прав человека в конфликте между Грузией и Южной Осетией» (Bloodshed in the Caucasus: Violations of Humanitarian Law and Human Rights in the Georgia-South Ossetia Conflict), апрель 1992, «Конфликт в Грузии: правительство Гамсахурдия» (Conflict in Georgia: Government of Gamsakhurdia), декабрь 1991.
22) Люди, бежавшие от этой волны национальных войн и конфликтов, когда Советский Союз еще был одной страной, — например, армяне, бежавшие от армянских погромов в Азербайджане в 1988-90 гг., — считаются в российском законодательстве вынужденными переселенцами, если они успели зарегистрироваться в российских государственных органах до 1993 г.; те же, кто приехал после 1993 г., считаются беженцами. Люди, бежавшие из других частей России в Краснодар и Ставрополь, как например жители Чечни, считаются вынужденными переселенцами. Многие армяне, которые бежали из Баку через Армению, столкнулись с непреодолимыми препятствиями, помешавшими им поселиться там: армянская экономика рухнула, острая нехватка энергии (из-за блокады, установленной Азербайджаном) вызывала большие трудности, многие бакинские армяне не знали армянского языка, а правительство Армении тщетно пыталось справиться с притоком десятков тысяч беженцев из Нагорного Карабаха. Многие армяне сочли такую жизнь невыносимой и после распада Советского Союза покинули Армению, разъехавшись по разным городам России, таким, как Краснодар, Сочи и Москва. Неясно, получили ли все эти лица статус беженцев в Армении и обращались ли они за получением такого статуса, однако известно, что российские миграционные власти считают их мигрантами.
23) Евгений Александрович Мельник, «Этносоциальные и криминальные последствия вынужденной миграции», стр. 119. Это исследование было проведено в 1994 г. путем опроса 300 постоянных жителей Краснодара, ста нерусских беженцев, находящихся в Краснодарском крае и 300 сотрудников милиции из Ставропольского края. Цитируется в обратном переводе с английского.
24) Там же.
25) Интервью, Пятигорск, Ставропольский край, 9 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
26) Это не означает, что власти Краснодарского края предоставили всем этим лицам статус беженцев или вынужденных переселенцев.
27) Постановление № 295-P «Региональная миграционная программа Краснодарского края на 1996-1997 г.», принятая законодательным собранием Краснодарского края 25 апреля 1996 г., пункт 2.2.3. Далее — Региональная миграционная программа. Мы выражаем благодарность правозащитному центру «Мемориал» за предоставление этого документа.
28) Мельник, стр. 117. Эта цифра была установлена Управлением по делам национальностей и вопросам миграции в ноябре 1993 г. путем умножения числа мигрантов, зарегистрированных милицией (135.000) на коэффициент, отражающий соотношение числа «незарегистрированных» мигрантов к зарегистрированным (пять к одному), в результате чего было получено число 657.000. Существует некоторая путаница в определениях «зарегистрированных» и «незарегистрированных» мигрантов из-за пересечения функций МВД и местных властей и из-за разночтений в применении законов о прописке. Хьюман Райтс Вотч благодарит Александра Осипова за это разъяснение.
29) «Региональная миграционная программа», пункт 2.1. Население Краснодара составляет 3,3% всего населения России.
30) «Региональная миграционная программа», пункт 2.2.2.
31) Там же. пункт 2.3.3. Согласно приблизительным подсчетам, приведенным в данном документе, 50.000 человек попросят статус беженцев или вынужденных переселенцев, и 15.000 человек получат такой статус.
32) Постановление № 130 «О фактах грубого нарушения законов Российской Федерации и нормативных актов Краснодарского края, регулирующих регистрацию граждан, порядок землепользования и строительства в г. Сочи», изданное главой администрации Краснодарского края Николаем Кондратенко 16 апреля 1997 г. Мы благодарим правозащитный центр «Мемориал» за предоставление нам этого документа.
33) Согласно этому постановлению, армяне составляют от 16 до 18% населения города; в 1989 г. они составляли 15%. В 1993 г. 5.337 человек получили регистрацию по месту жительства в г. Сочи, из них 3.540 составляли русские, 877 — армяне. В 1996 г. регистрацию по месту жительства в г. Сочи получили 9.620 человек, из них 4.340 — русские и 3.831 — армяне. В пункте 3 резолюции сказано: «Наблюдается безотказная выдача главами администраций районов разрешений на регистрацию браков с лицами, не проживающими на территории России. В 1995 году главой администрации Адлерского района А. К. Асатуровым было дано 142 разрешения на брак, в 1996 — 189. Число прописанных граждан армянской национальности в безусловном порядке в 1996 году в Адлере составило 2.109. Русских по этим же основаниям прописано всего 584 человек."
34) Цифры предоставлены А.Е. Тер-Саркисянцем, Российская академия наук. Интервью Хьюман Райтс Вотч, Москва, апрель 1996 г., и http://www.omri.cz/Elections/Russia/Regions/About/Stavropol.html.
35) Интервью Хьюман Райтс Вотч, Ставрополь, 9 апреля 1996 г.
36) «Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискрминация в Краснодарском крае. Положение месхетинских турок, Правозащитный центр «Мемориал», Москва, 1996 г., стр. 18-20. Далее «Положение.»
37) "Displaced Persons in Southern Russia», The Forced Migration Monitor, (Open Society Institute), («Перемещенные лица в Южной России» в бюллетене по вынужденной миграции, издаваемого Институтом «Открытое общество»), сентябрь 1996, стр. 1.
38) Интервью с Александром Новиковым, консультантом Комитета по делам национальностей краевой администрации Ставрополья, Ставрополь, апрель 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
39) Интервью, Ставрополь, 19 августа 1996.
40) Интервью, Ставрополь, 9 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
41) Мельник, стр. 119. Цитируется в обратном переводе с английского.
42) В некоторых областях рассматривают просьбы о прописке и принимают по ним решения специальные комиссии миграционного контроля, в которые, как правило, входят представители государственных структур (таких, как управление внутренних дел), медицинских учреждений, образовательного сектора и т.п. Просители должны обращаться в эту комиссию. Подробно о работе комиссий миграционного контроля в Краснодарском и Ставропольском краях см. соответствующие доклады правозащитного центра «Мемориал».
43) Интервью, Краснодар, 16 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
44) Интервью, Краснодар, 12 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
45) Мельник, стр. 119. Цитируется в обратном переводе с английского.
46) Интервью с Владимиром Георгиевичем Лихониным, заместителем главы администрации Тимашевского района Краснодарского края по экономическим вопросам, 15 апреля 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
47) Интервью, Ставрополь, апрель 1996. Цитируется в обратном переводе с английского.
48) С. Попов, «Вынужденная миграция в Ставропольский край», в Международном проекте «Урегулирование этнополитических конфликтов в постсоветских государствах», Бюллетень, март 1997, стр. 52.
49) «Региональная миграционная программа».
50) Мельник, стр. 118. Но даже некоторые из русских беженцев рассказали нам о том, какой холодный прием они встретили у местного населения. Одна русская женщина, родом из Грозного, которую бомбежки вынудили покинуть свой дом, сказала нам: «Когда я сюда приехала, меня поразило отношение даже русских к нам: какое-то непонимание, мы раздражали их и по-прежнему раздражаем. В этом смысле они отвергали всех, независимо от национальности... [Они спрашивали] «Почему вы здесь?» «Нужно было ехать в Омск или в Тамбовскую область». Либо местные жители говорят беженцам:»Обращайтесь к кому угодно, пишите Ельцину, пишите в Пятигорск, но Пятигорск — курортная зона. и вы не имеете права здесь быть». Интервью с Еленой Лебедевой, 22 августа, Пятигорск, Ставропольский край. Цитируется в обратном переводе с английского.


Webmaster