russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

«Золотая клетка» домов ребенка: с рождения до четырех лет

Дискриминация детей-сирот, нуждающихся в медицинской помощи

Когда дети из дома ребенка нуждаются в лечении, они сталкиваются с новым барьером дискриминации. Сотрудники Хьюман Райтс Вотч узнали о том, как это происходит, от добровольца, занимавшегося организацией лечения детей из домов ребенка:

Персонал дома ребенка сажает малыша в машину «скорой помощи». Иногда кто-нибудь сопровождает ребенка, привозит его и уходит. Ребенка оставляют совершенно одного, а дети иногда лежат там по три месяца. Никто из дома ребенка не придет навестить. Я была в больницах много раз и видела это. Там определенно существует дискриминация детей из домов ребенка. Они помещают всех детей из дома ребенка в одну палату, и те получают второсортное лечение.

В каком смысле «второсортное лечение»? Вы знаете, как бывает в российских больницах. Родные пациента дают взятку врачу, взятку медсестре, чтобы они сделали все, что нужно. Персонал знает, что это дети из дома ребенка, и никакие родственники ничего им не дадут за лечение. Поэтому они их отставляют в сторону и занимаются с другими.142

Важно отметить, что существуют различия в организации ухода за детьми-сиротами на всей обширной территории Российской Федерации, и порядки, по-видимому, устанавливаются директором конкретного дома ребенка. Сотрудники Хьюман Райтс Вотч получили сообщения о том, что по крайней мере два дома ребенка в Москве и один в одном из городов Поволжья осуществили положительные перемены в организации ухода за детьми; в частности, дети там живут теперь в маленьких уютных коттеджах.

Однако сотрудники Хьюман Райтс Вотч также получили от российских и зарубежных экспертов сведения, дающие основания для серьезной озабоченности тем: мы узнали, что сиротам, находящимся на попечении государства, не делают необходимые хирургические операции для коррекции врожденных пороков сердца, расщепления неба и других, хотя такие операции значительно повышают шансы ребенка выжить.

Чтобы получить направление на операцию, требуется много времени: нужно поставить диагноз, оформить документы и назначить срок операции. При этом российское законодательство гарантирует бесплатное предоставление медицинской помощи детям, находящимся на попечении государства.

Однако медицинские процедуры становятся все более дорогостоящими, поскольку в результате перехода на рыночные отношения цены на все товары и услуги, включая цены на медицинское обслуживание, значительно поднялись. Если у ребенка нет родителей, маловероятно, чтобы кто-то взял на себя труд обойти бесчисленное множество инстанций, чтобы добиться законного права на операцию. Детям остается надеяться лишь на то, что директор и персонал дома ребенка захотят помочь им в беде. В редких случаях за эту трудоемкую, отнимающую время работу в интересах ребенка берется доброволец благотворительной организации.143 Как объяснил представителям Хьюман Райтс Вотч доктор Всеволод Рыбчонок, «это просто люди второго сорта. Поэтому этих пациентов выкидывают в интернаты. А такого рода услуги, как операция на сердце, сейчас очень дороги».144

Один из ряда вон выходящих случаев был рассказан добровольцами домов ребенка. Речь шла о девочке по имени Алина, 5 лет,145 из дома ребенка в Москве:

У нее было расщепление неба, которое очень увеличилось из-за того, что девочку не лечили, когда она была еще маленькая. Ее рот был в ужасном состоянии. Она не могла есть и, конечно, ей поставили диагноз «имбецильность», потому что она не могла говорить.146

Директор дома ребенка, где жила эта девочка, в интервью с представителями Хьюман Райтс Вотч не вспомнила об этом конкретном случае и не признала, что такие проблемы могут возникать. Она описала систему в положительных красках:

В действительности, дети, которые нуждаются в операции, оперируются. Детей с хорошим интеллектом, но с физическими дефектами хорошо усыновляют иностранцы. У нас было несколько детей без ног, которых усыновили, лечили и сделали им протезы в Швеции.147


142) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Сарой Филипс, 23 февраля 1998 г.
143) Там же.
144) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Всеволодом Рыбчонком, 6 марта 1998 г.
145) Имя изменено.
146) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Сарой Филипс, 23 февраля 1998 г. (См. полное описание истории Алины в главе V).
147) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Еленой Петренко, 2 марта 1998 г.