russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Международное и российское законодательство

Право ребенка на развитие

Право на образование

Право на образование является еще одним общепризнанным правом, которое считается основой развития человеческой личности и существующих гражданских и политических прав.73 Особенно подробно это право трактуется в Конвенции о правах ребенка, которая требует, чтобы это право осуществлялось на основе равных возможностей, чтобы начальное образование было обязательным и бесплатным для всех и чтобы поощрялось получение гражданами среднего и высшего образования, а также профессионального обучения.74 Особенно актуальным для детей в российских детских домах является положение Конвенции о том, что образование должно быть направлено на «[р]азвитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» и на «[п]одготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе».75

Воспитанники типичных детских домов Министерства образования рассказали представителям Хьюман Райтс Вотч, что их обучение состоит из обычного курса средней школы, включающего математику, историю, географию, русскую литературу и т. д.76 Наши последующие интервью с экспертами по проблемам детства указывают на то, что с сиротами в детских домах реже проводят дополнительные и индивидуальные занятия, чем с учениками обычных государственных школ, и, таким образом, дети-сироты выходят из школы с более низким уровнем подготовки.77

Хотя дети, признанные умственно отсталыми в самой легкой степени (диагноз «дебильность»), в подростковом возрасте проходят профессиональное обучение, такое обучение не готовит их к последующему трудоустройству, поскольку курс обучения сильно сокращен даже в том случае, когда дети способны достичь большего. Эта группа детей редко получает даже диплом об окончании школы, поскольку они, как правило, проходят только пять или шесть классов школьной программы. Еще одной проблемой, которая часто упоминалась в наших интервью с несколькими детьми-сиротами и воспитателями, было то, что строго регламентированная жизнь в интернате не готовит воспитанников к тому, чтобы нормально функционировать в обществе, не говоря уже о том, что они не учатся сами содержать себя.

Но даже те малые возможности, которые имеются у детей, признанных нормальными или имеющими легкие нарушения, кажутся большими по сравнению с возможностями тех, кого в четыре года официально признали — правильно или неправильно — имеющими тяжелые физические или психические пороки. Этих детей считают «необучаемыми» и отправляют на всю жизнь в психоневрологические интернаты, где практически отсутствует физическая или психическая реабилитация и не предпринимается никаких усилий по обучению детей даже элементарным навыкам жизни в обществе, несмотря на требование международного права об организации обучения таких детей для максимального развития их потенциала.

Еще ранее, до обследования и «сортировки» детей государственной психолого-медико-педагогической комиссией в возрасте 4 лет, малыши в российских домах ребенка практически не получают от взрослых необходимое внимание, психическую стимуляцию и обучение основным навыкам жизни среди людей, которые составляют основу дальнейшего интеллектуального развития и обучения. Из-за этого «отставание» части детей в развитии становится неизбежным.78


73) См. ВДПЧ, статья 26, МПЭСКП, статья 13, Комитет по правам человека, общий комментарий 17 к статье 24, параграф 3 (в области культуры должны быть приняты все возможные меры, чтобы ...обеспечить [детям] такой уровень образования, который даст им возможность пользоваться правами, провозглашенными в Пакте, в особенности правом на свободу мнений и выражения»).
74) КПР, статья 28(1).
75) КПР, статьи 29(a) и (d).
76) Интервью Хьюман Райтс Вотч, Москва, 20 февраля, 1998 г.
77) Интервью Хьюман Райтс Вотч с адвокатом, ведущим дела о защите прав несовершеннолетних, 14 октября 1998 г.
78) Исследования в США и в Западной Европе показали, что такое психическое, физическое и эмоциональное отставание является частым следствием содержания детей младшего возраста, независимо от их природных способностей, в крупных учреждениях, где они не получают такого интенсивного индивидуального внимания, которое в норме уделяют детям в семье. См. Дебора А. Франк, Перри Класс, Фелтон Эрлс и Леон Эйзенберг, «Младенцы и дети младшего возраста в детских домах: Взгляд с точки зрения педиатрии и детской психиатрии» в журнале «Педиатрия», вып. 97, №4, 4 апреля 1996 г. (Deborah A. Frank, M.D., Perri Klass, M.D., Felton Earls, M.D. and Leon Eisenberg, M.D. "Infants and Young Children in Orphanages: One View from Pediatrics and Child Psychiatry," in Pediatrics, Vol. 97 No. 4, April 4, 1996). В отношении интеллектуального развития авторы делают вывод, что, «если детей не помещают в семью до четырехлетнего возраста, они оказываются в невыгодном положении в плане интеллектуального развития по сравнению с детьми из того же социального класса, выросшими в родных или приемных семьях.» Там же, стр. 572.