russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Международное и российское законодательство

Право ребенка на развитие

Право на здоровье

Право на «наивысший достижимый уровень» здоровья признано как Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, так и Конвенцией о правах ребенка.68 Оба документа говорят о том, что реализация экономических, социальных и культурных прав должна осуществляться прогрессивно, исходя из объема имеющихся у государства ресурсов.69 При этом не допускается дискриминация при предоставлении медицинской помощи — следовательно, неадекватное медицинское обслуживание детей-сирот и детей-инвалидов является очевидным нарушением их прав. Кроме того, органы, наблюдающие за выполнением этих соглашений, снова и снова указывают на необходимость уделять особое внимание незащищенным группам, таким, как дети в целом, дети-сироты, дети-инвалиды и дети в детских домах в частности.70 Из этого следует, что, когда государство лишает людей свободы и берет на себя функции опеки за ними, оно в наивысшей степени несет ответственность за обеспечение их основных прав путем предоставления питания, одежды, медицинской помощи и физической безопасности.

Дети-сироты в российских детских домах часто получают недостаточное медицинское обслуживание или не получают его вообще, и уделяется слишком мало внимания даже элементарным потребностям ребенка. Это фактически означает, что уровень физического и психического развития и состояния здоровья таких детей будет низким. В тех редких случаях, когда их направляют в больницу на лечение, качество ухода за этими детьми и степень внимания к ним будут более низкими из-за того, что интересы детей не защищают ни родители, ни представитель интерната. Неправильный диагноз психических и физических пороков неизбежно означает для большинства детей ухудшение их психического и физического здоровья. Наиболее тяжела ситуация лежачих детей, которым не помогают развивать их моторные навыки, а вместо этого помещают в «лежачие отделения», в некоторых случаях оставляя там умирать.71 При этом следует помнить, что эти недостатки в уходе и лечении во многих случаях можно исправить без выделения каких-либо дополнительных ресурсов. Немедленного и ощутимого улучшения ситуации можно было бы достичь лишь за счет обучения сотрудников детских домов, медработников и родителей методам реабилитации и ухода за такими детьми.

Применение лекарственных препаратов и госпитализация детей в психиатрических больницах при отсутствии медицинских показаний с целью ограничения движений, поддержания дисциплины или наказания является грубым нарушением медицинской этики и международного права, но тем не менее широко практикуется в российских интернатах для детей-инвалидов и детей-сирот.72


68) МПЭСКП, статья 12(1) (с указанием на «физическое и психическое здоровье»), КПР, статья 24 (1) (с указанием на «здоровье»).
69) КПР, статья 4, МПЭСКП, статья 2(1). Примечание: «имеющиеся ресурсы» включают иностранную помощь во всех ее формах.
70) Заключительные комментарии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам по первому докладу Никарагуа за 1994 г.: «14. Комитет хочет обратить внимание государства-участника на необходимость обеспечить, чтобы программы реструктуризации составлялись и осуществлялись с учетом гарантий безопасности для незащищенных групп населения с целью избежать ущемления их экономических, социальных и культурных прав, защиту которых осуществляет Пакт.»
Заключительные замечания Комитета по правам ребенка по первому докладу Перу за 1993 г.: «19. Комитет призывает правительство Перу принять все необходимые меры к снижению негативного влияния политики реструктуризации на положение детей. Власти должны... принять все соответствующие максимально возможные меры исходя из имеющихся ресурсов, чтобы обеспечить выделение достаточного объема ресурсов на нужды детей. В этом отношении особое внимание следует уделить защите детей, живущих в зонах, охваченных внутренними конфликтами, детей-беженцев, детей-инвалидов, детей, живущих в бедности, и детей, живущих в учреждениях для сирот....»
Заключительные замечания Комитета по правам ребенка по первому докладу Российской Федерации за 1993 г.: «9. Комитет озабочен тем, что общество не уделяет достаточного внимания потребностям и положению детей из особо незащищенных и ущемленных групп, таких, как инвалиды, в свете статьи 2 Конвенции.
11. ... [К]омитет озабочен практикой институционализации в интернатах детей, лишенных семейной обстановки, особенно в случаях, когда дети оставлены родителями или осиротели».
В этом отношении следует отметить, что по нормам ООН дети, помещенные в закрытые учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, имеют особые права в отношении медицинской помощи. Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы (далее Правила по защите несовершеннолетних), указывают, что «[к]аждый несовершеннолетний должен получать соответствующий медицинский уход, как превентивный, так и с целью лечения, включая стоматологические, офтальмологические и психиатрические медицинские услуги, а также фармацевтическую продукцию и особый режим питания по врачебным показаниям» (правило 49) и что «[к]аждый несовершеннолетний, который болен, жалуется на заболевание или проявляет симптомы физических или психических нарушений, должен быть немедленно осмотрен врачом» (правило 51). Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы (Правила ООН) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 45/113. прил., 45 U.N. GAOR Supp. (No.49A at 205), U.N. Doc. A/45/49 (1990).
71) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Сарой Филипс, 23 февраля 1998 г.; интервью с Наташей Фейрвезер, журналистом, 20 февраля 1998 г.
72) См. ниже изложение Принципов по защите лиц, страдающих заболеваниями, принцип 10 (Применение лекарственных препаратов).