russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Предисловие и рекомендации

Рекомендации

Организации Объединенных Наций

  • Настоятельно рекомендовать правительству Российской Федерации начать процесс постепенного закрытия психоневрологических интернатов и замены их альтернативными моделями ухода за детьми — такими, как семейные детские дома и усыновление;
  • рекомендовать Комитету ООН по правам ребенка направить делегацию для изучения условий в российских детских домах Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития и Министерства образования. Эта делегация должна обратить особое внимание на повсеместные нарушения Конвенции о правах ребенка, в том числе на лишение детей, получивших в раннем возрасте диагноз «олигофрения», необходимого ухода и психической стимуляции; на отказ в хирургических операциях детям с диагнозом «олигофрения» и на случаи неправильной диагностики детей в возрасте четырех лет, которые приводят к лишению десятков тысяч детей-сирот их права на образование;
  • уполномочить Специального докладчика ООН по пыткам изучить условия в российских интернатах, в том числе в детских домах Министерства образования для детей от пяти до семнадцати лет. При этом должны быть исследованы различные виды негуманного и унизительного обращения и наказания, включая неоправданное применение изоляции, ограничения движения, психотропных средств и госпитализации детей в психиатрических больницах при попытках совершить побег из интерната. В отношении старших детей Специальный докладчик ООН должен в первую очередь уделить внимание расследованию системы наказаний с использованием сверстников в качестве исполнителей наказания, то есть случаев физического и психологического насилия, совершаемого администрацией и персоналом детских домов путем подстрекательства детей к расправе над сверстниками;
  • поручить ЮНИСЕФ и Комиссии ООН по правам ребенка помочь правительству Российской Федерации организовать просветительскую кампанию по борьбе с предрассудками и невежеством в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов, а также
  • поручить ЮНИСЕФ помочь правительству РФ организовать кампанию по информированию детей, содержащихся в государственных интернатах, о существующих в нескольких российских регионах телефонах доверия для детей.

Правительствам-донорам

  • Использовать все имеющееся влияние для того, чтобы призвать российские власти начать немедленное расследование нарушений прав детей в государственных интернатах и привлечь виновных к ответственности в рамках существующего законодательства;
  • выделить средства на организацию обучения различных категорий персонала в домах ребенка, психоневрологических интернатах и учреждениях для «обучаемых» детей. Такие средства, в частности, должны выделяться на поддержку проектов, в рамках которых специалисты из стран с гуманной системой защиты детей будут приезжать в Россию, чтобы в течение нескольких месяцев проводить обучение сотрудников российских детских учреждений на рабочих местах;
  • выделить средства на поддержку работы существующих независимых центров лечения детей-инвалидов, которые осуществляют альтернативную диагностику детей и организуют дневные реабилитационные группы, облегчающие родителям задачу воспитания таких детей в семье;
  • выделить средства для работы независимых российских НПО совместно с правительством по осуществлению национальной программы распространения информации о Конвенции ООН о правах ребенка и о нормах ООН по обращению с инвалидами и лицами с умственной отсталостью. В этой программе должны подчеркиваться равные права детей, оставшихся без родителей, и детей-инвалидов, а также
  • выделить средства для независимых российских организаций, работающих в сфере защиты детей, чтобы они могли помочь детям-сиротам в подаче жалоб.

Неправительственным организациям

  • Неправительственные организации, оказывающие помощь России, включая гуманитарные организации и агентства по усыновлению, должны настаивать на прекращении жестокого обращения и дискриминации в отношении детей, оставленных родителями, и детей-сирот и на том, чтобы управление детскими учреждениями было открыто для общественного контроля.