russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Предисловие и рекомендации

Рекомендации

Единственный способ разорвать порочный круг дискриминации, насилия и безнаказанности, которые угрожают детям-сиротам в России, — это осуществить совместную кампанию силами международного сообщества и российских властей по запрещению всякого рода мер, основанных на предубеждении против детей-сирот, и по расследованию фактов нарушений.

Хьюман Райтс Вотч рекомендует осуществить следующие реформы:

Российскому правительству

По снижению числа детей, содержащихся в государственных учреждениях

По прекращению дискриминации детей на основе их статуса

  • Обеспечить, чтобы все дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, независимо от состояния здоровья, пользовались полным уважением своих человеческих прав и защитой от дискриминации;
  • немедленно запретить постановку диагноза «олигофрения» (умственная отсталость) новорожденным и детям младшего возраста и предписать осуществлять диагностику только после достаточно длительного периода наблюдения за ребенком и неоднократного обследования;
  • при участии независимых медиков, педагогов и психиатров начать проверку процедуры обследования детей в возрасте четырех лет, на основе которого детей относят в разряд обучаемых либо необучаемых. Такая проверка должна иметь своей целью изменение существующей процедуры обследования с учетом того, что дети, которые воспитываются в государственных учреждениях, имеют крайне ограниченный жизненный опыт;
  • назначить независимую группу наблюдателей, включающую педиатров, коррекционных психологов, психоневрологов и других специалистов, для участия в официальных обследованиях, проводимых государственной психолого-медико-педагогической комиссией, и наделить такую независимую группу правом оспаривать диагноз официальной комиссии;
  • установить механизм, с помощью которого каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, мог бы оспорить поставленный ему или ей диагноз «олигофрения» и потребовать изъятия этого диагноза из своей медицинской карты. В связи с этим немедленно создать специальный отдел, укомплектованный медиками, педагогами, психиатрами и социальными работниками, для принятия и рассмотрения жалоб такого рода от детей старшего возраста, окончивших учебное заведение;
  • привлечь независимых российских экспертов по проблемам детства, а также заинтересованных юристов для помощи в подаче апелляции о пересмотре диагноза и для представления интересов тех детей, которые по своему возрасту или по другим причинам не могут сделать это самостоятельно;
  • немедленно снять все формальные ограничения, не дающие возможности оспорить диагноз «олигофрения»;
  • немедленно прекратить писать в официальных документах, удостоверяющих личность ребенка, в том числе в паспорте, слова «детский дом» и указывать только адрес, по которому проживает ребенок;
  • немедленно принять меры по пресечению случаев халатности, отсутствия ухода за детьми, а также физического и психологического насилия по отношению к детям со стороны работников интернатов Министерства здравоохранения, Министерства образования и Министерства труда и социального развития;
  • немедленно начать кампанию по работе с населением на федеральном, региональном и местном уровне с целью развеять укоренившееся предубеждение против детей-инвалидов и детей, оставленных родителями. К проведению этой кампании следует привлечь специалистов и популярных людей со всей России, а также детей без родительской опеки, детей-инвалидов, их родственников и организации по защите таких детей. Эта кампания, которая должна проводиться с использованием всех средств массовой информации и получить отражение в школьной программе, призвана рассеять ложные представления о том, что брошенные дети автоматически наследуют от родителей физические и психические патологии и поведенческие стереотипы, в том числе антисоциальное поведение. Эта кампания также должна способствовать осознанию обществом прав и человеческого потенциала детей-инвалидов;
  • в соответствии с рекомендациями Комитета ООН по правам ребенка от 1993 г. немедленно начать программу обучения на рабочих местах персонала государственных учреждений интернатского типа, чтобы искоренить названные выше предубеждения и обеспечить уважение к правам инвалидов. Такое обучение также должно донести до персонала детских учреждений информацию о важных достижениях в области обучения и лечения детей с различными патологиями, поскольку многие работники интернатов не имеют представления о клинической картине и потенциале развития детей с синдромом Дауна, детским церебральным параличом и другими заболеваниями, а также
  • в рамках государственных общеобразовательных мероприятий ввести обучение чтению всех детей, содержащихся в психоневрологических интернатах. Кроме этого, снабдить интернаты необходимыми детскими книгами и учебными пособиями, а также писчей бумагой, цветными мелками и карандашами.

По решению проблемы наказаний, жестокого обращения и тяжелых условий содержания

  • Немедленно издать приказ всем министерствам и директорам интернатов о введении строгого запрета на телесное и психологическое наказание детей. Чтобы положить конец безнаказанности подобных действий в детских домах, в приказе должно быть четко указано, что все факты таких нарушений будут расследоваться и виновные будут подвергаться дисциплинарным взысканиям, увольнениям либо уголовному преследованию;
  • в связи с вышеизложенным начать систематическое обследование условий содержания детей в нескольких домах ребенка, психоневрологических интернатах, детских домах Министерства образования и общежитиях для детей-сирот от пятнадцати до семнадцати лет, посещающих профессионально-технические училища;
  • немедленно довести до детей, содержащихся в детских домах, информацию об их основных правах, включая право на конфиденциальную подачу жалоб. Эта информация должна передаваться через социальных работников и сотрудников независимых неправительственных организаций, которым следует предоставить гарантии защиты от мести со стороны лиц, наказанных за нарушения;
  • немедленно внедрить эффективный механизм, с помощью которого дети-сироты могли бы передавать конфиденциальные жалобы независимым органам о нарушениях и злоупотреблениях, совершенных непосредственно администрацией и персоналом интерната или воспитанниками при подстрекательстве персонала;
  • немедленно назначить независимую постоянно действующую экспертную комиссию педиатров, психоневрологов и специалистов по дошкольному воспитанию, наделенную полномочиями без предупреждения посещать детские дома и назначать официальные санкции в случае нарушений, а также
  • ввести экспертов-консультантов в состав каждого из министерств для проверки и пересмотра нормативов содержания детей в интернатах в соответствии с положениями международного и российского законодательства. Каждое из министерств, в ведении которых находятся учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: Министерство здравоохранения, Министерство образования и особенно Министерство труда и социального развития — должно обнародовать свои действующие нормативы по условиям содержания и лечения детей в интернатах.

По обеспечению права на охрану здоровья и образование

  • Обеспечить, согласно российскому законодательству и международному праву, необходимый медицинский уход всем детям, оставшимся без попечения родителей и содержащимся в государственных учреждениях. Следует немедленно принять меры к выявлению таких детей, ожидающих хирургическую операцию для коррекции расщепления неба, пороков сердца и других нарушений, угрожающих жизни и здоровью. Этим детям должна как можно скоре быть оказана соответствующая медицинская помощь.

По улучшению содержания и лечения детей-сирот

  • Весь персонал домов ребенка, детских домов и психоневрологических интернатов должен пройти официальный курс обучения. В рамках этого учебного курса следует довести до сведения всех сотрудников детских учреждений, что их первоочередной задачей является защита здоровья и благополучия детей и что ребенку с первых моментов жизни требуется зрительная, слуховая и тактильная стимуляция;
  • разработать в сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) новые учебные программы для сотрудников детских учреждений, основанные на опыте и научных данных разных стран мира. Эти программы должны продемонстрировать критическую важность индивидуального внимания и сенсорной стимуляции с первого дня жизни для нормального интеллектуального развития ребенка;
  • поддержать усилия негосударственных организаций и частных лиц по размещению детей-сирот в приемных семьях и проводить политику постепенной деинституционализации таких детей. При этом, принимая во внимание резкий рост числа случаев домашнего насилия в России и вероятность недобросовестного использования субсидий, выделяемых на содержание детей, следует перед началом осуществления национальной программы размещения детей в приемных семьях разработать строгие критерии отбора таких семей и механизмы последующей проверки условий содержания детей;
  • в отношении семей, которые отказываются от детей по причине экономических трудностей, провести сравнительный анализ стоимости содержания ребенка в детском доме и стоимости субсидий, которые давали бы возможность растить ребенка в семье. Власти должны приложить максимальные усилия к тому, чтобы побудить малообеспеченные семьи не отдавать детей на попечение государства, поскольку государственное содержание, по подсчетам некоторых экспертов, обходится по крайней мере в два раза дороже, чем субсидии на содержание ребенка дома;
  • провести аналогичный анализ сравнительной стоимости содержания детей с врожденными пороками, такими, как синдром Дауна, ДЦП и другие. В частности, Министерство здравоохранения должно немедленно прекратить рекомендовать семьям отказываться от новорожденных и оставлять их в роддомах и дать этим семьям возможность воспитывать детей дома с помощью перераспределенных государственных средств;
  • одновременно с этим обеспечить адекватный размер заработной платы работникам детских домов, осуществляя при этом тщательный отбор кадров на основе профессиональной компетентности, порядочности и уважения человеческого достоинства детей, а также
  • обязать все учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов допускать любых представителей общественности по их просьбе ко всем финансовым документам, сведениям о бюджете и о кадрах. Средства, выделяемые министерствами на такие учреждения, в том числе из расчета на каждое учреждение и на каждого ребенка по таким статьям, как проживание, медицинская помощь, питание и одежда, также должны быть открытыми для общественности.