Казахстан

Свобода средств массовой информации и политические свободы в преддверии выборов 1999 г.

НАРУШЕНИЕ ВЛАСТЯМИ СВОБОДЫ СОБРАНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Право на участие в политической жизни

Лишение оппозиционных кандидатов возможности баллотироваться

По Закону о выборах для включения кандидата на президентских выборах в список претендентов он должен внести безвозвратный залог в размере одной тысячи минимальных размеров месячной зарплаты (в октябре 1998 г. — около 30 тыс. долл. США). Необходимо также сдать экзамен на знание государственного языка и собрать подписи в поддержку своего выдвижения от 2% взрослого населения республики, что составляет 170 тыс. человек, по 2/3 от общего числа областей Казахстана.124 Помимо этого, принятые в мае 1998 г. поправки к Закону о выборах запрещают баллотироваться кандидатам, в отношении которых в течение предшествующего года было вынесено какое-либо судебное решение о привлечении к административной ответственности.125

На основании последнего положения три потенциальных кандидата — А.Кажегельдин, М.Элеусизов и А.Амантай — были исключены из борьбы за пост президента на январских выборах.126 В начале ноября Центральная избирательная комиссия (ЦИК) постановила, что А.Амантай не может баллотироваться, поскольку в феврале 1998 г. он был признан виновным в нарушении административных норм, регламентирующих проведение общественных собраний и демонстраций;127 поправка к Закону о выборах была в этом случае применена ретроспективно.

А.Кажегельдин и М.Элеусизов были признаны виновными в участии в "незарегистрированной общественной организации" в связи с проведением 2 октября заседания руководящего органа "Движения за честные выборы". Оба безуспешно пытались обжаловать это решение. 19 ноября ЦИК вынесла официальный отказ по заявке М.Элеусизова о регистрации его кандидатуры, сославшись на то, что 15 октября он был признан виновным в административном правонарушении. На пресс-конференции М.Элеусизов осудил выборы как недемократические и призвал вынести вопрос о необходимости их проведения на общенациональный референдум.128

Судебное решение в отношении А.Кажегельдина его адвокаты обжаловали также в Алма-Атинском муниципальном суде; последний 27 октября не только оставил в силе решение районного суда, но и вынес в отношении А.Кажегельдина определение о неуважении к суду за неявку. А.Кажегельдин, находившийся в то время за рубежом, утверждал, что неоднократно обращался с просьбой о переносе заседания. 2 ноября ЦИК признала его не имеющим права баллотироваться. 7 ноября А.Кажегельдин оспорил это решение в апелляции Верховному суду, в которой он также поставил под сомнение законность майских (1998 г.) поправок к Закону о выборах на том основании, что эти поправки противоречат конституционному праву на свободу собраний. В условиях пристального международного внимания президент Н.Назарбаев заявил, что приветствовал бы участие А.Кажегельдина в выборах, и обратился к Верховному суду с просьбой о пересмотре дела.129 Суд, однако, 24 ноября отклонил эту просьбу, лишив таким образом А.Кажагельдина возможности баллотироваться.130

Притеснение оппозиционных кандидатов и их помощников

Чтобы воспрепятствовать попыткам оппозиции принять участие в выборах власти, наряду с юридическими предлогами применяли также физическую силу и притеснения. 10 октября, когда А.Кажегельдин должен был объявить на пресс-конференции о выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах, сотрудники КНБ и прокуратуры задержали его на несколько часов, вручив также повестку в суд в связи с заседанием"Движения за честные выборы". По словам А.Кажегельдина, 13 октября в него дважды стреляли, что он расценил как попытку покушения.131 Вскоре после этого случая он выехал за рубеж и возвратился 21 октября, направившись в Астану для представления документов в ЦИК; как он утверждает, сотрудники органов безопасности держали его под постоянным наблюдением. Когда он через несколько дней выезжал из страны, пограничники попытались конфисковать его паспорт.132 Последующее возвращение А.Кажегельдина в Казахстан 17 ноября происходило также при открытой слежке сотрудников госбезопасности, продолжавших отслеживать его передвижения в течение всего срока его пребывания в стране.133 50 тыс. экземпляров русскоязычного издания его книги "Казахстан: отвечая на грядущие вызовы" были в сентябре конфискованы и сожжены; публикация издания на казахском — остановлена.134

Помощники А.Кажегельдина подвергались аналогичным притеснениям. Вечером 29 августа четверо людей в масках подошли к его пресс-секретарю А.Косанову около его дома в Астане. Как сообщается, они уточнили, действительно ли он — Косанов, и, получив утвердительный ответ, сбили его с ног.135 В середине октября, по сведениям, администрация одного из госуниверситетов уволила преподавателя Е.Никитенко, работавшую также управляющим агентства по связям с общественностью, работавшего по договору с А.Кажегельдином. Перед этим ей предложили прекратить политическую деятельность в качестве условия сохранения работы. По словам Е.Никитенко, ранним вечером 24 октября к ней подошел неизвестный, когда она направлялась к своему дому в Алма-Ате. Удостоверившись в ее личности (как и в случае с А.Косановым), мужчина ударил ее по лицу и продолжал избивать ее, упавшую, руками и ногами. Е.Никитенко получила перелом носа и другие травмы, с которыми ее госпитализировали.136

М.Василенко — еще один помощник А.Кажегельдина, как сообщалось, подвергся притеснениям и был задержан, когда предпринял попытку доставить 17 сентября в Астану депутатам экземпляры предложенных А.Кажегельдиным поправок в избирательное законодательство Казахстана. По его словам, охрана в помещении верхней палаты парламента не позволила ему разложить документы по ячейкам сенаторов и потребовала предъявить документы, данные из которых охранники переписали. М.Василенко беспрепятственно покинул здание, однако впоследствии был остановлен сотрудниками милиции, когда находился в нанятой им машине на стоянке рядом с другим правительственным зданием. Утверждая, что машина находится в угоне, сотрудники милиции приказали водителю, вместе с М.Василенко, следовать в управление. После почти семичасового задержания его, по сведениям, уведомили, что он обвиняется в неком административном правонарушении; при этом ему не предоставили возможности связаться с родственниками или адвокатом. На следующий день судья на закрытом слушании признал его виновным в "хулиганстве", назначив наказание в виде трех суток административного ареста. М.Василенко был отпущен 21 сентября; милиция, как представляется, не вернула документы, доставка которых была вменена ему в вину.137

В ряде областей Казахстана власти также притесняли активистов, агитировавших в поддержку кандидатуры лидера Компартии С.Абдильдина. В начале декабря в Караганде был на несколько часов произвольно задержан милицией один из членов его предвыборного штаба, проводивший агитацию среди воскресных покупателей на одном из местных рынков. Других, собиравших подписи в поддержку кандидатуры С.Абдильдина, сотрудники милиции изгоняли из общественных зданий и угрожали им административным арестом за некие правонарушения.138

Регистрация кандидатов и предвыборная агитация

В условия явного контроля со стороны правительства государственные служащие фактически выполняли роль массового предвыборного штаба действующего президента. Закон о выборах однозначно запрещает проведение всякой предвыборной агитации любыми "государственными организациями, местными органами власти, а также их сотрудниками при исполнении ими своих служебных обязанностей", в особенности — "членами избирательных комиссий".139 Тем не менее, как утверждают граждане, чиновники на местах и руководители бюджетных организаций систематически проводили работу в поддержку кандидатуры Н.Назарбаева.

ЦИК, которой по законодательству Казахстана предоставлены полномочия по регламентации процедуры регистрации кандидатов и ведения предвыборной агитации, предпочитала не использовать эти полномочия или не давать ход заявлениям о нарушениях.140 Президент контролирует персональный состав ЦИК, назначая членов комиссии, которых затем утверждает парламент; местные избирательные комиссии назначаются главами областных администраций, которых, в свою очередь, назначает президент.141 В прямом противоречии с законодательством, соблюдение которого им доверяется обеспечивать, работники избирательных комиссий публично заявляли о своем намерении вести предвыборную агитацию за президента Н.Назарбаева.142

Митинги в поддержку Н.Назарбаева

В середине октября студенты одного из частных алма-атинских университетов сообщали, как преподаватели отменили последнюю "пару" и велели им всем собраться на центральной площади Алма-Аты на митинг в поддержку кандидатуры президента Н.Назарбаева. По утверждениям студентов, в аудитории к преподавателям, которые отказывались отменять занятия, приходили работники деканата.143 Городской департамент образования также, как сообщают, дал в октябре указание направить по 20-50 учителей начальных и старших классов в центр города для участия в пропрезидентских митингах. "Они назначали людей выступать в поддержку президента Н.Назарбаева... Учителей даже снимали с занятий, что есть нарушение трудовой дисциплины, чтобы они могли выйти на митинг".144 По словам того же источника, для выполнения разнарядки директора школ отменяли занятия и ясно давали учителям понять, что явка обязательна.145

Сбор подписей

По Закону о выборах в течение пяти дней после подачи потенциальными кандидатами заявки на регистрацию в ЦИК последняя должна определить, отвечают ли они установленным конституцией общим критериям (отсутствие преступлений или административных нарушений за предшествующий год, медицинская справка о состоянии психического здоровья, владение государственным языком). После этого ЦИК выдает заверенные номерные листы, на которых помощники кандидата должны собрать 170 тыс. подписей в поддержку его выдвижения. Все подписавшие должны указать свое полное имя, номер документа, удостоверяющего личность (внутреннего паспорта), который предъявляется собирающему подписи, дату рождения и адрес. Сборщики подписей должны иметь соответствующие полномочия от одного из 25 доверенных лиц кандидата, подписывающего каждый номерной лист.

После объявления о проведении досрочных президентских выборов кандидаты спешно принялись собирать необходимое число подписей, чтобы успеть пройти регистрацию до 30 ноября (крайнего срока).146 Хьюман Райтс Вотч было установлено, что руководители бюджетных предприятий и организаций, якобы следуя указаниям областной и местной администрации, систематически принуждали своих работников подписывать листы в поддержку выдвижения кандидатуры Н.Назарбаева. Поскольку гражданин может поддержать выдвижение только одного кандидата, такая практика фактически приводила к лишению людей возможности свободно выражать свои политические предпочтения.147

Сложившееся впечатление о том, что все работники госсектора обязаны поддерживать действующего президента, удерживало часть сторонников оппозиционных кандидатов от проведения агитации в госучреждениях: агитатор-коммунист в одном из провинциальных городов рассказывала, как ее инициативная группа решила, что "нет смысла ходить по государственным заводам [для сбора подписей], когда стало известно, что рабочим уже пригрозили подписываться за Назарбаева".148 Лидер Компартии С.Абдильдин также утверждал, что в целях достижения желаемого политического результата правительство жестко контролировало доступ в госучреждения. По его словам, в конце ноября к нему обратились представители властей с предложением об оказании содействия в сборе подписей в госучреждениях, поскольку они опасались, что он может не собрать требуемое число подписей для получения места в избирательном бюллетене.149 С.Абдильдин предположил, что сохранение его кандидатуры как единственного представителя оппозиции было важно для придания выборам легитимности, поскольку два других претендента — сенатор Э.Аббасов и генерал г.Касымов — были политически неизвестными государственными функционерами.

В университетах, школах, на рынках, в больницах, лабораториях и на заводах учащиеся и служащие рассказывали примерно одно и то же: их преподаватели или начальники приносили подписные листы на рабочие места и говорили им, что это необходимо подписать. Большинство отмечало, что, строго говоря, это было добровольное дело. Однако подчиненные понимали, и им не нужно было объяснять, что их служебное положение окажется под угрозой, если они откажутся или, что совсем маловероятно, укажут на то, что такие действия со стороны государственных служащих, а не членов зарегистрированной группы поддержки являются нарушением закона.

Некоторые собеседники сообщали, что листы предлагали им их непосредственные начальники; другим указание поступало от руководства учреждения. Врач рассказывала о получении указания от заведующей ее отделением: "Это было в обед... [Заведующая] подошла, собрала нас и говорит: 'Сейчас идет сбор подписей, и вы должны прямо здесь подписать. Я вас предупреждаю, это добровольно!'" Вскоре после этого в отделение пришел главврач больницы, подтвердив, что они должны поставить свои подписи.150

Большинство респондентов говорили, что не имеют претензий к своим начальникам за то, что те заставляли их подписывать листы, поскольку понимают, что начальники, в свою очередь, только выполняли указания сверху. Учительница из интерната вспоминала, как директор сказала ей, что получила разнарядку из городского департамента образования на определенное число подписей; по словам другой учительницы, распределение квот на собраниях в департаменте образования проходило в присутствии глав администраций районов.151 Продавцы на одном из рынков Алма-Аты также рассказывали, что сотрудники дирекции рынка упоминали о своем "плане" на 1 тыс. подписей.152 Активист-правозащитник рассказывал о разговоре с руководителем одной из областей, недовольным приказом центрального правительства собирать подписи в поддержку альтернативного кандидата, в то время как его собственные усилия не увенчались успехом.153

Для выполнения полученных указаний сборщики подписей использовали сочетание принуждения, обмана и поощрений. Студент одного из госуниверситетов Казахстана рассказывал, как им грозили потерей стипендий в случае отказа подписать обращение в поддержку кандидатуры Н.Назарбаева.154 По его словам, администрация останавливала их в коридорах, приказывая написать номер студенческого билета и поставить подпись. Некоторые студенты уклонялись, ссылаясь на то, что забыли билет, однако представители администрации вновь подходили к ним в другие дни недели. На других факультетах студентам, по сообщениям, платили за подпись и согласие принять участие в агитации 2-3 средних размера стипендии.155 Пенсионерка в Алма-Ате утверждала, что агитаторы обещали ей овощи и деньги в обмен на подпись.156

В других случаях сборщики подписей не утруждали себя просьбами, а просто записывали паспортные данные и приказывали сотрудникам ставить подписи, как это имело место в лаборатории одной из больниц в Алма-Ате.157 Такая же практика отмечалась в Караганде, где сотрудники местной администрации советовали тем, кто не хотел подписывать, "подумать о перспективах сохранения работы".158 Некоторые прибегали к уловкам: пенсионерка в Алма-Ате рассказала, как в начале ноября к ней пришли молодой человек и девушка, заявившие, что они из местного жилищного управления. Они попросили ее записать паспортные данные и подписать чистый лист бумаги для использования в "обследовании жилищных условий". Пенсионерка, надеясь на проведение ремонта ее ветхого жилья, выполнила просьбу.159 После разговора с соседями — такими же пенсионерами — она поняла, что ее подпись будет использована для кандидатской заявки. Другим попросту не оставляли иного выбора. Врач в беседе с представителем Хьюман Райтс Вотч отмечала, что сотрудники отдела кадров ее больницы просто записали паспортные данные тех ее коллег, которые сначала не подписывали листы, затем приходили и приказывали ставить подпись.160

Тем, кто колебался, угрожали косвенным образом или намеками. По словам средних лет женщины-продавца на одном из алма-атинских рынков, директор рынка велел всем торгующим принести на следующий день паспорта для предъявления при подписании листов. Когда несколько человек осведомились, почему они должны это делать, директор напомнил им, что они занимают очень хорошие места. Продавцы объясняли свое решение поставить подпись боязнью потерять источник существования. "Люди нервничают",- заметил один из них.161 Другая женщина-продавец рассказала, что директор записывал номера прилавков, когда обходил рынок с подписными листами. "Нас не заставляли [подписывать], но это не было добровольно".162 В других случаях власти угрожали более откровенно:

Они принесли листы в школу и сказали: "Вы должны подписать за кандидата в президенты". Только немногие подписали. Тогда директор собрал сотрудников и сказал: "Вы что делаете?! Вы меня подводите! Нам нужно столько-то подписей от школы!"... Когда мы попытались возразить, говоря, что "сейчас не 37-й год в конце концов", директор рассказал нам о собрании в акимате [мэрии]. Мэр прямо поставил вопрос: "Если вы не выполните это, тогда нам придется сделать проверку и посмотреть, действительно ли вы соответствуете занимаемым должностям".163

Многие наши собеседники отмечали, что поставили свои подписи не только из страха, но и из сочувствия к тем, кто к ним обращался; другие говорили, что пошли на это, не желая терять "хорошего" начальника (которому могло грозить увольнение за невыполнение разнарядки по подписям). "Обычно директор говорит что-то вроде: 'надо всем поднапрячься, иначе школа пострадает' и т.д."164 Если школа не в состоянии собрать требуемое число подписей сред своих сотрудников, учителям поручается вызывать родителей. Учителя, с которыми беседовали представители Хьюман Райтс Вотч, говорили, что знают, чьи родители не откажут в таком случае, опасаясь, как бы это не повредило положению их детей в классе, и только иногда такие родители отказывались прийти и поставить свою подпись.165

Граждане, как правило, не протестовали против принудительного сбора подписей. Однако в городе Степногорске (Карагандинская область) официальные лица зарегистрировали многочисленные случаи выражения общественного недовольства такой практикой. Группа депутатов городского совета (маслахата) направила жалобу на действия местной исполнительной власти (акимата) в областное отделение КМБПЧЗ.166 Они указали, что работники местных предприятий, госучреждений и милиции обратились к ним, протестуя против того, что их принуждают ставить подписи в поддержку Н.Назарбаева. По словам депутатов, рабочие местного завода строительных материалов сообщили, что заводу была "спущена" разнарядка на подписи, в случае невыполнения которой им пригрозили увольнением.167 До этого депутаты обратились со своей жалобой в местную избирательную комиссию, где им было сказано, что без заявлений конкретных свидетелей проверка сообщений о нарушениях не представляется возможной.168


124) Информация Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан о порядке выдвижения и регистрации кандидатов в президенты Республики Казахстан. "Казахстанская правда", 16 октября 1998 г.
125) Закон также запрещает баллотироваться лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело (находящихся под следствием), или осужденным, отбывающим наказание по одной из статей УК.
126) Четвертый оппозиционный кандидат — писатель К.Асанов официально снял свою кандидатуру за день до окончания регистрации, заявив, что считает выборы "фарсом". RFE/RL Newsline, December 1, 1998.
127) RFE/RL Newsline, November 16, 1998.
128) Интервью Хьюман Райтс Вотч с М.Элеусизовым. Алма-Ата, 2 декабря 1998 г.; RFE/RL Newsline, November 17, 1998.
129) Как Госдепартамент США, так и ОБСЕ выступили в ноябре с рядом заявлений, в которых подвергли критике действия властей в период регистрации кандидатов. RFE/RL Newsline, November 18, 1998.
130) RFE/RL Newsline, November 24, 1998.
131) AFP, October 14, 1998.
132) Пресс-релиз от 4 ноября 1998 г.
133) Preliminary Report on Contempt Charges Against Presidential Candidate Akezhan M. Kazhegeldin, Baker and Hostetler LLP, Yablonsky, Both and Edelman.
134) Интервью Хьюман Райтс Вотч с А.Кажегельдином. Нью-Йорк, 30 октября 1998 г.; "Независимая газета", 11 сентября 1998 г.
135) Доклад Госдепартамента США о правозащитной практике в Казахстане за 1998 г.
136) "451 по Фаренгейту", № 5(37), конец 1998 г.
137) Когда сын М.Василенко позвонил в милицию, чтобы сообщить о пропаже отца, ему, как сообщается, ничего не сказали о задержании. Вся информация по делу М.Василенко взята из соответствующего доклада адвокатов А.Кажегельдина: Report on the Matter of Vasilenko Mikhail Ivanovich, Baker and Hostetler LLP, September 25, 1998.
138) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Лидией Близнюченко. Караганда, 10 декабря 1998 г. По утверждению самого С.Абдильдина, после регистрации им своей кандидатуры притеснения его сторонников только усилились. Он также заявил, что должностные лица систематически отказывали ему в разрешении на проведение встреч с избирателями или на обращение к ним по месту работы или учебы, ссылаясь на секретный приказ, требующий санкции главы местной (районной, муниципальной) администрации на проведение таких собраний. Интервью Хьюман Райтс Вотч с С.Абдильдиным. Алма-Ата, 7 декабря 1998 г. 12 ноября Валерий Землянов, один из двух депутатов-коммунистов в парламенте, попытался выступить перед депутатами с критикой методов проведения регистрационной кампании. Спикер Марат Оспанов прервал его, а затем отключил его микрофон под насмешки других депутатов. Интервью Хьюман Райтс Вотч с депутатом В.Я.Земляновым. Астана, 9 декабря 1998 г.
139) Закон о выборах, глава 5, статья 27, пункт 3(1) и 3(3).
140) Закон о выборах, глава 2, статья 12.
141) Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 г., глава 2, статьи 10-20. В Докладе Госдепартамента США о правозащитной практике в Казахстане за 1998 г. отмечается, что "законодательная власть не может осуществлять надзор за исполнительной властью".
142) Цит. по: "Кустанайские новости" (местный официоз), 14 октября 1998 г. Выражаем признательность Е.Жовтису за предоставленный материал.
143) Интервью Хьюман Райтс Вотч с одним из студентов. Имя не разглашается. Алма-Ата, 13 декабря 1998 г. По словам студента, он слышал об этом от других. Однако его слова представляются вполне правдоподобными, так так соответствуют другим полученным Хьюман Райтс Вотч аналогичным свидетельствам.
144) Интервью Хьюман Райтс Вотч с одним из преподавателей. Имя в целях безопасности собеседника не разглашается. Алма-Ата, 6 декабря 1998 г.
145) Там же.
146) Информация Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан о порядке выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты Республики Казахстан. "Казахстанская правда", 16 октября 1998 г.
147) Эти сообщения касаются принуждения подписывать обращения в поддержку кандидатуры на пост президента. Некоторые собеседники Хьюман Райтс Вотч указывали, что работодатели также заставляли своих подчиненных голосовать за действующего президента. Чимкентское отделение КМБПЧЗ сообщало о нескольких жалобах от родителей, чьим детям учителя велели принести от родителей подписанные заявления с указанием паспортных данных и обязательством голосовать за президента Н.Назарбаева. KIBHR.Southern Kazakhstan Provincial Branch report, December 12, 1998.
148) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Клавдией Свинцовой. Караганда, 10 декабря 1998 г.
149) Открытое письмо С.Абдильдина "О незаконных действиях нынешнего режима в процессе сбора подписей". 26 ноября 1998 г.
150) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 6 декабря 1998 г.
151) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя и место не разглашаются в целях безопасности собеседника. 6 декабря 1998 г.
152) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 6 декабря 1998 г.
153) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Евгением Жовтисом, директором КМБПЧЗ. 4 декабря 1998 г. Генерал г.Касымов, о котором идет речь, заявил о намерении баллотироваться в последний день представления документов, занимая в тот момент должность председателя Государственного таможенного комитета. 10 ноября ЦИК зарегистрировала его кандидатуру. Его кампания была отмечена грубыми и демонстративными выходками: например, он запустил вазой с цветами в тележурналиста, по аналогии с депутатом российской Госдумы В.Жириновским. Отсутствие в его позиции критики действующего президента (он неоднократно выражал полную поддержку программе Н.Назарбаева "Казахстан-2030") заставило многих наблюдателей предположить, что идея выставить свою кандидатуру была ему подсказана для укрепления впечатления состязательности выборов. г.Касымов получил 4,61% голосов. См.: Восьмой претендент. "451 по Фаренгейту", № 41, 1998 г.
154) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. Алма-Ата, 13 декабря 1998 г. Данному студенту не угрожали, он говорил о случаях с другими. Аналогичные сообщения опубликованы "Панорамой" (Алма-Ата) 5 декабря 1998 г.
155) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. Алма-Ата, 13 декабря 1998 г.
156) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 3 декабря 1998 г.
157) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 6 декабря 1998 г.
158) Письменное заявление В.Б.Бондаренко, члена Организации русских. Караганда, 3 ноября 1998 г.
159) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 3 декабря 1998 г.
160) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 6 декабря 1998 г.
161) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 4 декабря 1998 г.
162) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 4 декабря 1998 г.
163) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 6 декабря 1998 г.
164) Там же.
165) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. 11 декабря 1998 г.
166) По Конституции Казахстана маслахат является выборным органом городского или областного уровня и имеет преимущественно совещательные полномочия. Акимат — это аппарат местной исполнительной власти, акима — губернатора области или мэра города.
167) Письменно заявление депутата Степногорского городского совета и председателя комитета горсовета по вопросам законности и правопорядка Б.Гнирцева от 12 ноября 1998 г.
168) Интервью с Б.Гнирцевым по телефону. Астана, 11 декабря 1998 г.