Казахстан

Свобода средств массовой информации и политические свободы в преддверии выборов 1999 г.

НАРУШЕНИЕ ВЛАСТЯМИ СВОБОДЫ СОБРАНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Регистрация неправительственных организаций

Власти Казахстана могут по своему усмотрению отменить или воспрепятствовать регистрации неправительственной организации любого рода, включая политические партии.105 Действия в отношении вновь созданных в 1998 г. неправительственных организаций как в центре, так и в регионах имеют очевидный прецедент в предшествовавшей этому истории с "Азаматом":

Около года спустя после того, как мы создали движение [1996] и приступили к организации отделений в областях, мы уже довольно много их создали, когда власти предприняли довольно энергичные шаги, чтобы не дать нам стать общенациональной организацией... Нас перестали регистрировать, стали выдвигать смешные предлоги для отказа в регистрации... Было несколько совершенно абсурдных ситуаций, как в Кустанае: из областного Департамента юстиции позвонили председателю нашего отделения там и сказали: "Мы сделали ошибку в вашем свидетельстве о регистрации, не могли бы вы вернуть его нам на исправление?" Его вернули — и все.106

Похожий по его прозрачности предлог власти использовали для отмены регистрации движения "Гражданский форум" в Карагандинской области. Зарегистрированный 22 декабря 1997 г., "Гражданский форум" объединил Рабочую оппозицию, "Поколение" (см. ниже) и Компартию в этом промышленном центре на севере республики. Через месяц — 23 января 1998 г. — муниципальный суд районного уровня отменил регистрацию на основании жалобы, поданной государственным служащим, занимавшимся приватизацией компании, у которой "Гражданский форум" арендовал помещение, адрес которого, в свою очередь, был указан в качестве юридического адреса организации. Лидер "Гражданского форума" Лидия Близнюченко утверждает, что не присутствовала на январском заседании суда, поскольку не получала никаких уведомлений о его проведении. 11 февраля Л.Близнюченко обжаловала решение суда, вполне в пределах установленного для этого месячного срока; судья лично принял у нее апелляцию. 24 февраля судья вынес постановление об отказе в рассмотрении апелляции. Такое постановление может быть обжаловано в течение десяти дней. Однако Л.Близнюченко не предоставили копию постановления в сроки, которые позволили бы ей подать на пересмотр. Пытаясь выяснить исход дела, Л.Близнюченко регулярно ходила в суд до 18 апреля, когда она получила решение об отказе в рассмотрении ее апелляции по почте (штемпель от 16 апреля). Она утверждает, что в регистрационном журнале суда до 15 апреля такой документ не указан.107 "После этого,- объясняла Л.Близнюченко,- все в группе боялись 188-й статьи, так что мы не могли собираться".108

В сентябре 1998 г., когда слухи о досрочных президентских выборах достигли своего пика, группа оппозиционных политических и общественных деятелей приняла решение о создании коалиции в интересах обеспечения справедливости избирательного процесса под названием "Движение за честные выборы". Первое заседание состоялось 8 сентября в Алма-Ате, 30 сентября в Министерство юстиции были поданы документы на регистрацию. 2 и 3 октября, за неделю до обращения парламента о проведении досрочных выборов, движение провело еще одно заседание, на котором выступил бывший премьер-министр А.Кажегельдин; мероприятие прошло беспрепятственно, хотя и под наблюдением милиции.109 14 октября, однако, алма-атинский районный суд уведомил нескольких участников этого заседания о предъявлении им обвинения по статье 188(2) Кодекса об административных правонарушениях (участие в собрании незарегистрированной общественной организации). 15 октября райсуд Медео в Алма-Ате приговорил лидера "Азамата" П.Свойка и лидера "Табигата" (экологической организации) Мелса Элеусизова к трем суткам административного ареста; бывшего премьера А.Кажегельдина, лидера "Поколения" (движения пенсионеров) Ирину Савостину и политического деятеля, писателя Доса Кошима — к штрафу.110

В соответствии с Законом об общественных объединениях, позволяющим группам, которые намереваются создать ассоциацию, проводить собрания в течение двух месяцев до подачи заявки на регистрацию, члены движения представили все документы 30 сентября. По словам юрисконсульта движения Виталия Воронова (президента Алма-Атинской юридической ассоциации), на февраль 1999 г. Министерство юстиции не ответило на поданную движением заявку на регистрацию, несмотря на то что по закону она должна быть рассмотрена и по ней должно быть принято решение в течение 15 дней с момента подачи.111

Власти в Павлодарской, Уральской и Атырауской областях, по словам В.Воронова, разрешили регистрацию областным отделениям организации, известной как "Выборы-2000".112 В остальных 11 областях Казахстана местные департаменты юстиции блокировали, затягивали с регистрацией или отказывали вовсе под различными предлогами. В Кустанае представители Минюста утверждали, что цели организации не подпадают под определение неправительственной, являясь целями политической партии. Закон Казахстана о политических партиях определяет последние как "добровольную ассоциацию граждан Республики Казахстан, действующую в целях выражения их политической воли посредством участия через своих представителей в государственной власти".113 "Выборы-2000", однако, не выдвигали своих кандидатов и не обладали какими-либо иными признаками политической партии, как они определены Законом о политических партиях. Местный департамент юстиции отказал "Выборам-2000" в регистрации на основании того, что по законодательству Казахстана регистрация политических партий относится к исключительной компетенции Министерства юстиции в центре.114

Вызывает подозрение регистрация Минюстом 4 ноября 1998 г. неправительственной организации "Общественный комитет по контролю за выборами президента Республики Казахстан" (ОККВПРК), через два дня после его учредительного собрания в Астане. По словам его председателя академика Бакытжана Жумагулова, который также является председателем Республиканской рабочей партии и президентом Технической академии, идея создания ОККВПРК возникла у лидеров нескольких организаций, в том числе Союза молодежи (в прошлом — Комсомол), Партии народного единства, Народной кооперативной партии и его собственной Республиканской рабочей партии, все из которых открыто выступали в поддержку политики действующего президента.155 Комитет заявил о своих целях в опубликованном на первой полосе обращении к гражданам: "осуществление общественного контроля за правильностью соблюдения избирательных процедур в рамках выборов Президента Республики Казахстан, а также изучение и выражение общественного мнения относительно проведения избирательной кампании".116

Б.Жумагулов объяснил стремительную регистрацию своего комитета, подразумевая сравнение с незарегистрированным "Движением за честные выборы", большим опытом регистрации нескольких других общественных ассоциаций и, соответственно, знанием установленного порядка, а именно "как переплетать брошюры, где ставить печати..."117

Препятствование общественным демонстрациям

В соответствии с президентским указом, изданным после роспуска парламента в марте 1995 г., любая форма публичного протеста, шествие, пикет или митинг любых масштабов требуют разрешения местной администрации. За десять дней до планируемой даты проведения мероприятия организаторы должны подать письменную заявку, указав форму, место и время проведения, примерное число участников и цель собрания. Не позднее чем за пять дней до планируемой даты проведения власти должны принять решение по заявке; организаторам может быть предписано перенести место проведения мероприятия или изменить маршрут шествия. Процедура обжалования отказа в подобных случаях отсутствует; власти также не обязаны оправдывать отказ ссылкой на необходимость обеспечения общественного порядка.118 Систематические отказы в предоставлении разрешения на проведение демонстрации неоправданно ограничивают право населения на свободу собраний и выражение убеждений.

В течение нескольких месяцев, предшествовавших президентским выборам, особым притеснениям властей подвергалось движение пенсионеров. Их демонстрации разгоняли, а лидеров арестовывали, выводя в определенной степени эти проявления отчаянного положения ветеранов республики из-под внимания общественности в период избирательной кампании. В Казахстане пенсионеры принадлежат к числу наиболее политически активных граждан; они также являются одной из наименее обеспеченных категорий населения. Выплачиваемой государством пенсии не хватает для обеспечения основных потребностей, в особенности после повышения в 1997 г. тарифов на коммунальные услуги.119

Неправительственная организация пенсионеров "Поколение" была зарегистрирована Министерством юстиции в 1992 г. На прежних выборах и референдумах движение призывало своих членов принимать участие в голосовании и выступать в качестве добровольных наблюдателей при подсчете голосов. С мая 1998 г. "Поколение" обращается к пенсионерам с призывом проводить 30 числа каждого месяца мирные собрания на центральных площадях городов, чтобы привлечь внимание к их положению. 15 октября 1998 г. суд приговорил председателя движения Ирину Алексеевну Савостину к штрафу за участие в незарегистрированной общественной организации в связи с заседанием руководящего совета "Движения за честные выборы" (см. выше). 30 октября милиция в Алма-Ате при задержании нескольких пенсионерок во время демонстрации применила к ним физическую силу. Помимо, как утверждалось, неоправданного применения силы при аресте этих женщин, милицию обвиняли в угрозах поместить их в камеру с больными туберкулезом заключенными, чтобы заставить их подписать заявление о неучастии в будущем в общественных мероприятиях. По словам И.Савостиной, под это условие женщин через несколько часов отпустили.120

В начале октября милиция в течение недели подвергала систематическим преследованиям, а затем арестовала лидера карагандинской организации "Поколение" Клавдию Ивановну Свинцову. Мэр (аким) Караганды неоднократно пытался убедить организацию пенсионеров не проводить в августе их ежемесячную акцию. В сентябре он предложил К.Свинцовой провести вместо очередного митинга 30 числа (день обращения президента Н.Назарбаева к нации по проблемам демократизации) встречу нескольких пенсионеров в помещении с представителями городских властей, которая транслировалась бы по телевидению. 28 сентября К.Свинцову трижды вызывали в мэрию и предупреждали, что на встрече, запланированной на 29 сентября, представители администрации будут отвечать только на вопросы, поданные в письменном виде. К.Свинцова согласилась, но только при условии, что встреча будет показана без купюр. 29 сентября выяснилось, что чиновники из мэрии использовали двухчасовое мероприятие для собственных выступлений, не ответив на заранее поданные пенсионерами вопросы. В телеверсии, по свидетельствам очевидцев, не получили отражения требования пенсионеров или предоставленная ими информация об отчаянном положении некоторых из них.121

В условиях срыва соглашения карагандинская организация "Поколение" призвала своих членов собраться в 10 утра 30 сентября. Пришло около 80 пенсионеров; их встретили 60 сотрудников милиции, блокировавших подходы к административным зданиям на центральной площади. В течение почти полутора часов демонстранты пребывали в нерешительности, а затем разошлись без инцидентов. Когда К.Свинцова вернулась домой, она обнаружила, что в квартире отключили электроснабжение. В 9 часов вечера пришли три сотрудника милиции и приказали ей открыть дверь. Не получив ответа, они ушли, однако еще дважды возвращались в тот вечер. Утром 1 октября К.Свинцова с помощью соседей вызвала восемь членов "Поколения" для дежурства у ее квартиры. Сотрудники милиции в течение дня появлялись несколько раз; в поисках К.Свинцовой они обращались также к соседям. Нескольких членов "Поколения" направили в мэрию, где их 2 октября заверили, что К.Свинцова не будет арестована.

Милиционеры, однако, по-прежнему приходили по нескольку раз в день и стучали в дверь К.Свинцовой; она заметила, что с вечера 2 октября у ее дома по ночам стояла автомашина без номеров, в которой находилось несколько человек. 8 октября визиты и наблюдение прекратились; по телефону ей было предписано явиться в прокуратуру в 10 утра на следующий день. До 8.15 утра 9 октября К.Свинцова оставалась дома. Когда она вышла на прогулку с собакой, два сотрудника милиции схватили ее и привезли на машине в райотдел милиции, где ее продержали в течение трех часов. Не было предъявлено никакого ордера на арест, ей также не позволили позвонить адвокату. Затем сотрудники милиции представили ее судье, который вынес постановление о наложении штрафа в размере 6 600 тенге за участие в несанкционированной демонстрации. Штраф (около 80 долл. США) вдвое превышает размер пенсии и подлежит уплате путем вычетов на протяжении нескольких месяцев.122

30 ноября около 40 сотрудников милиции в ожидании демонстрации пенсионеров блокировали доступ на центральную площадь Караганды. Предупрежденные об ожидающем их аресте, последние, однако, не появились.

В отношении других групп протеста также применялось запугивание через арест организаторов. Хотя суд вынес приговор лидеру Рабочего движения М.Исмаилову по обвинению в оскорблении чести и достоинства президента на основании эпитета, якобы допущенного им в адрес Н.Назарбаева во время демонстрации в 1997 г., время его ареста заставляет предположить иную мотивацию. Арестованный 27 февраля 1998 г., М.Исмаилов намеревался на следующий день возглавить демонстрацию протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги. Годом ранее за организацию аналогичной общественной акции М.Исмаилов три с половиной месяца провел в предварительном заключении.123 В день ареста он был избран заместителем председателя одной из оппозиционных коалиций.


105) В течение двух месяцев со дня образования общественное объединение должно представить для регистрации в соответствующее отделение Министерства юстиции следующие документы: официальную заявку о регистрации, учредительные документы организации, протокол учредительного собрания об утверждении учредительных документов, официальные биографические данные учредителей и членов руководящего органа, документы о подтверждении статуса и юридического адреса организации, а также уплатить регистрационный сбор. Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях", принятый 31 мая 1996 г., Раздел 1, статья 13 (далее — Закон об общественных объединениях). После этого Минюст должен в течение 15 дней рассмотреть заявку и дать ответ, включая письменное объяснение причин отказа в регистрации. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О регистрации юридических лиц" от 17 апреля 1995 г., статья 6.
106) Интервью Хьюман Райтс Вотч с П.Свойком. Алма-Ата, 3 декабря 1998 г.
107) Заявление Л.Близнюченко в Карагандинское отделение КМБПЧЗ (дата не указана, май 1998 г.); постановление Ленинского районного суда Советского района Караганды, председательствующий Е.И.Суслина, дело № 2-240 от 23 января 1998 г.
108) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Лидией Близнюченко. Караганда, 12 декабря 1998 г. Группа намеревалась организовать своих членов для мониторинга выборов в маслахаты (местные советы) в апреле 1998 г.
109) Как сообщают активисты, милиция и представители КНБ имеют право присутствовать на любом собрании любой неправительственной организации; эту функцию обычно выполняют сотрудники милицейских управлений по связям с общественностью. Интервью Хьюман Райтс Вотч с председателем "Поколения" Ириной Савостиной. Алма-Ата, 3 декабря 1998 г.
110) RFE/RL Newsline, October 16, 1998. Как М.Элеусизов, так и А.Кажегельдин обжаловали приговор на том основании, что суды неправильно интерпретировали Закон об общественных объединениях, который позволяет руководящему органу создаваемой организации в предрегистрационный период проводить любые необходимые заседания. М.Элеусизов также сослался на то обстоятельство, что у него не было возможности обратиться за помощью адвоката. Жалоба М.Элеусизова в Алма-Атинский муниципальный суд от 23 октября 1998 г.
111) "Интерфакс" на англ. яз., 8 февраля 1999 г.
112) Там же.
113) Закон Республики Казахстан "О политических партиях", вступил в силу 2 июля 1996 г. (курсив авт.)
114) Департамент юстиции Кустанайской области. Приказ № 2422 "Об отказе в государственной регистрации кустанайскому областному общественному объединению "Выборы-2000" от 14 октября 1998 г.
115) В середине октября 4-й съезд Республиканской рабочей партии принял заявление в поддержку решения президента Н.Назарбаева выставить свою кандидатуру для переизбрания, назвав его "дальновидным реформатором, умудренным большим опытом и обладающим непререкаемым авторитетом в нашей собственной стране и на международной арене". "451 по Фаренгейту", ноябрь 1998 г.
116) Обращение "Общественного комитета по контролю за выборами Президента Республики Казахстан" к гражданам страны, политическим и общественным организациям. "Казахстанская правда", 2 декабря 1998 г.
117) Интервью Хьюман Райтс Вотч с академиком Б.Жумагуловым. Алма-Ата, 5 декабря 1998 г.; Обращение "Общественного комитета по контролю за выборами Президента Республики Казахстан" к гражданам страны. Отвечая на вопрос о возможных причинах отказа в регистрации Движению за честные выборы, Б.Жумагулов сначала позволил себе клеветнические комментарии в адрес организаторов движения, заявив: "Люди говорят об этой комиссии 'За честные выборы'. Что они имеют в виду, что мы — за нечестные выборы? Если их не регистрируют, это не потому, что они самые честные. Я не думаю, что в этой организации самые честные люди!" Затем он выдвинул предположение о том, что "они не представили один из требуемых документов... Возможно, они просто не в курсе, какие нужны документы, а потом ходят плачут и кричат, чтобы заработать определенный имидж".
118) Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан" № 2126 от 17 марта 1995 г.
119) Интервью Хьюман Райтс Вотч с председателем "Поколения" Ириной Савостиной. Алма-Ата, 3 декабря 1998 г. В мае 1997 г. И.Савостина провела 7 суток в административном заключении за организацию демонстрации в Алма-Ате, в ходе которой тысячи пенсионеров протестовали против повышения. 31 августа президент Н.Назарбаев поднял минимальный размер пенсии (2 440 тенге, или около 30 долл. США в последнем квартале 1998 г.) на 56 тенге (67 центов). Правительство Казахстана установило уровень бедности как доход, не превышающий 50 долл. США. на человека в месяц. (Доклад Госдепартамента США о правозащитной практике в Казахстане за 1998 г.)
120) Интервью с И.Савостиной. "Аргументы и факты — Казахстан", № 45. Алма-Ата, ноябрь 1998 г.
121) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Клавдией Свинцовой, председателем карагандинской областной организации "Поколение". Караганда, 10 декабря 1998 г.
122) Там же; интервью Хьюман Райтс Вотч с Ю.Гусаковым, карагандинским представителем Казахстанского международного бюро за права человека и законность. Караганда, 10 декабря 1998 г. К.Свинцова получает пенсию в размере 3 300 тенге в месяц.
123) Интервью Хьюман Райтс Вотч с М.Исмаиловым. Москва, 16 апреля 1999 г. Суд приговорил М.Исмаилова к году исправительных работ по основному месту работы. Human Rights Watch, World Report 1998, p. 263.