Казахстан

Свобода средств массовой информации и политические свободы в преддверии выборов 1999 г.

НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ

По мере того как на протяжении лета и осени 1998 г. зрели планы проведения досрочных президентских выборов, власти приступили к подчинению критически настроенных средств массовой информации. Правительство начало с невнятных угроз о привлечении к судебной ответственности независимых СМИ за политические нападки в апреле и мае 1998 г. Возможно, в ответ на международный контроль оно нашло способы блокировать публикацию и распространение недружественных газет, не прибегая к откровенно политическим мерам. Независимые электронные СМИ были поставлены под контроль государства еще в 1997 г.45 Несмотря на это, в особенности в период с сентября до конца декабря, властям удалось прекратить или приостановить выход по меньшей мере трех негосударственных изданий и серьезно осложнить деятельность многих других.

Для создания помех в деятельности независимых печатных средств массовой информации на протяжении девяти месяцев, предшествовавших президентским выборам в январе 1999 г., власти Казахстана прибегали к четырем основным методам. Против отдельных лиц и изданий возбуждались уголовные дела по обвинениям в высказываниях, влекущих уголовную ответственность. Другие юридические меры включали конфискацию тиража на основании якобы имевших место нарушений Закона о СМИ и банкротство изданий через присуждение огромных компенсаций государственным чиновникам по их искам к газетам о клевете. Последний случай предполагает создание препятствий деятельности газеты различными государственными ведомствами, в том числе налоговой инспекцией, таможенными службами, а также государственными типографиями и агентствами по распространению.45 В-третьих, как должностные лица, так и редакции государственных СМИ в равной мере практиковали открытую и скрытую цензуру, иногда прямо запрещая журналистам использовать определенные материалы, а в других случаях — оказывая косвенное давление. Наконец, сообщают по крайней мере об одном случае использования насилия для того, чтобы воспрепятствовать публикации независимой газеты.

Такого рода действия, предпринимаются ли они государственными служащими непосредственно или при активной или негласной поддержке с их стороны, очевидно противоречат обязательствам Казахстана по внутреннему законодательству и международному праву в области защиты свободы выражения убеждений.46


44) В данной главе рассматриваются характерные нарушения права на свободное выражение убеждений, документально зафиксированные на основе прямых свидетельств в ноябре и декабре 1998 г. В ней не преследуется цель всестороннего анализа проведения предвыборных кампаний в СМИ Казахстана. Другие исследования — в частности, телепрограмм в предвыборный период — свидетельствуют об очевидном предпочтении ТВ в пользу президента Н.Назарбаева, которому посвящалось наибольшее количество эфирного времени и самые хвалебные комментарии. (European Institute for the Media, "Media Coverage of Elections in Kazakhstan," February 1999.) Правительство Казахстана, стремясь сбалансировать такое впечатление, широко распространило видеозапись с фрагментами телепрограмм, посвященных трем другим кандидатам, сопроводив ее полной стенограммой на английском языке. (Письмо посла Болата Нургалиева от 28 декабря 1998 г.) Собранные Хьюман Райтс Вотч свидетельства подтверждают, что государственные СМИ, в том числе теле- и радиовещательные, систематически нарушали избирательное законодательство, которое разрешает начало официальной предвыборной агитации только после завершения процесса регистрации кандидатов. (Письменное заявление В.Б.Бондаренко. Организация русских, Караганда, 11 ноября 1998 г.)
45) Верховный представитель ОБСЕ по свободе СМИ выделял эти меры в своем докладе Постоянному совету ОБСЕ. Он отмечал: "Казахстан ... не оправился полностью от предвыборных репрессий против СМИ. ... Представляется, что давление на независимые средства массовой информации в Казахстане оказывается преимущественно косвенным образом. Правительство, очевидно, пытается повлиять на подачу материалов через лицензионную политику, налоговые проверки и, иногда, закрытие. Насколько мне видится, после выборов давление на СМИ в определенной степени пошло на убыль, однако сохраняются опасения того, что такого рода прессинг может возобновиться в период, предшествующий выборам в парламент и местные органы власти, намеченным на конец текущего года". The OSCE Representative on Freedom of the Media, Report to the Permanent Council on the Media Situation in Central Asia, Vienna, May 25, 1999.
46) Казахстан не подписал Международный пакт о гражданских и политических правах или Факультативный протокол к нему; однако, как член ОБСЕ и ООН, это государство обязано руководствоваться стандартами ОБСЕ и принципами Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), провозглашенной ГА ООН в 1948 г.
Статья 19 ВДПЧ гласит:

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Итоговый документ Копенгагенской встречи Конференции по человеческому измерению СБСЕ, подписанный в Копенгагене 29 июня 1990 г. (далее — Копенгагенский документ СБСЕ), обязывает Казахстан, как страну-член ОБСЕ, соблюдать положения статьи 9.1, четко и безусловно устанавливающей, что право на свободное выражение убеждений "включает свободу придерживаться своих убеждений, а также свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и вне зависимости от границ".
Двусторонние договоренности также обязывают Казахстан уважать свободу выражения убеждений. В Итоговом докладе Казахстанско-Американской совместной комиссии стороны "подтвердили свою приверженность принципам свободного и демократического общества, включая ... свободу слова и собраний, а также независимость СМИ, в соответствии с их обязательствами в рамках ОБСЕ".
В конституции самого Казахстана закреплено право на свободу выражения убеждений; статья 20 гласит, что "гарантируется свобода слова и творческой деятельности" и что "запрещается цензура". Закон о СМИ, повторяя конституционные положения, дополнительно запрещает вмешательство в деятельность организаций СМИ со стороны государственных должностных лиц.