Грузия

Откат реформ: поправки подрывают доступ к правосудию

Ограничение возможности обращения в суд

Другие возможные механизмы защиты

Административный кодекс

Вновь принятый Административный кодекс (принят в июне 1999 г., вступил в силу в январе 2000 г.) не содержит механизмов судебной защиты для подследственных по уголовным делам. Он позволяет обжаловать административные решения органов исполнительной власти в административных коллегиях, созданных в рамках той же исполнительной власти. При этом статья 3 отдельно запрещает подследственным использовать вводимые процедуры для обжалования административных решений органов исполнительной власти. Этой же статьей не допускается обжалование ими административных решений органов судебной власти. И.о. начальника управления координации международной деятельности Генеральной прокуратуры Д.Метревели подтвердил, что по новому кодексу административные решения прокуратуры не подлежат обжалованию, поскольку статья 91 Конституции относит прокуратуру к органам судебной власти.100

Институт народного защитника

Народный защитник Грузии оказывает помощь тем, кто считает, что пострадал от нарушений или что его права были нарушены. Однако закон не дает защитнику права передавать жалобу в суд с рекомендацией рассмотреть ее до начала процесса. По Закону о народном защитнике Грузии он вправе принимать жалобы от находящихся в предварительном заключении, а также по целому ряду нарушений прав человека. Защитник может запрашивать относящиеся к жалобе документы и материалы, встречаться с содержащимися под стражей и осуществлять проверку документов о законности задержания. Статья 18 Закона дает защитнику право назначения экспертизы. Статья 21 — право рекомендовать суду рассмотреть жалобу после вступления приговора в силу, если у защитника имеются основания полагать, что жалоба могла бы иметь существенное значение для исхода дела.

Как утверждают в аппарате защитника, статья 21 не дает ему права направления жалобы в суд до окончания процесса.101 Однако даже при наличии такого права это не могло бы заменить подозреваемому или обвиняемому возможности прямого обращения в суд за защитой от нарушений. Институт защитника в Грузии не может рассматриваться как способный обеспечить максимально возможные гарантии компетентности, нейтральности и независимости при рассмотрении жалоб о нарушении прав человека. В интервью представителям Хьюман Райтс Вотч сотрудники неправительственных организаций отмечали многочисленные и постоянные жалобы на работу аппарата защитника со стороны пострадавших, которые утверждают, что должностные лица не используют даже те ограниченные возможности защиты от нарушений, которые имеются у них в соответствии с действующим законодательством. Ряд представителей НПО указывали на то, что первый защитник Д.Саларидзе, занимавший этот пост до июля 1999 г., в прошлом работал в прокуратуре, после чего — в МВД в должности заместителя министра и, в силу этого, не проявлял заинтересованности в принятии решительных мер по жалобам на процессуальные нарушения в период дознания и предварительного следствия.102


100) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Тбилиси, 21 февраля 2000 г.
101) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Т.Рухадзе, управление внешних связей аппарата народного защитника. Тбилиси, 18 февраля 2000 г.
102) Институт народного защитника соответствует российскому институту уполномоченного по правам человека.