Грузия

Откат реформ: поправки подрывают доступ к правосудию

Заключение

Результатом поправок от мая-июля 1999 г. стало жесткое ограничение введенного незадолго до этого права направления подследственным жалоб в суд общей юрисдикции до начала разбирательства его дела. Отмена реформ, призванных защитить подследственных по уголовным делам, вызывает особое беспокойство с учетом систематически поступающих сообщений о массовом применении к задержанным в Грузии физического насилия с целью принуждения к признанию, а также о других серьезных процессуальных нарушениях в ходе дознания и предварительного следствия.

Незаконное применение физической силы часто сопровождается другими нарушениями прав человека, направленными, как представляется, на умышленное сокрытие недозволенного обращения и, соответственно, вывод виновных из-под ответственности, а также на лишение задержанного возможности доказать на суде, что показания были получены под давлением. К процессуальным нарушениям, преследующим, как представляется, цель избежать широкой огласки жалоб о нарушениях через СМИ или не допустить их доказательного представления суду, относятся ограничение или отказ в доступе к адвокату и принуждение задержанного принять услуги назначенного защитника, который не проявляет активности в обжаловании недозволенного обращения и в отстаивании интересов подзащитного в целом.

Особое беспокойство вызывает волокита с судебным рассмотрением ходатайств о назначении судебно-медицинской экспертизы. В сложившихся условиях пострадавшему крайне сложно доказать факт пытки в предварительном заключении, а в случае, если государственная экспертиза все же назначается, беспристрастность ее заключения вызывает большие сомнения. Проволочки часто не позволяют судмедэксперту установить характер и причину полученных травм и ограничивают для задержанного возможность доказать впоследствии, что признание, предъявленное на суде прокуратурой, было получено под давлением.

На нынешнем этапе власти демонстрируют нежелание принимать даже простейшие меры по борьбе с нарушениями, которые не требуют дополнительных бюджетных расходов; речь идет, в частности, о гарантиях обеспечения обвиняемому в предварительном заключении возможности пользоваться услугами собственного врача. Президентский указ от октября 1999 г., насколько можно судить, лишает задержанных частной независимой медицинской экспертизы, хотя УПК дает защите право получать независимое экспертное заключение или мнение по самым различным другим видам доказательств.

Ограничение возможностей судебного обжалования серьезно затрудняет человеку доказывание факта пыток. Любая система уголовной юстиции, жестко ограничивающая возможности пострадавшего по доказыванию в суде применения к нему пыток, является изначально предвзятой и несправедливой. Маловероятно в такой ситуации, что судебная власть будет когда-либо пользоваться широким доверием общества, которое, к тому же, подрывает коррупция в правоохранительных органах. Несмотря на это, задержанным и другим категориям подследственных по-прежнему отказывают в реальном доступе к нейтральной инстанции, которая могла бы защитить их от злоупотребления следователями прокуратуры или других органов своими немалыми полномочиями, предоставленными Уголовно-процессуальным кодексом. Перед сотрудниками правоохранительных органов открываются, таким образом, широкие возможности вымогать у подследственных взятки, притом эффективные механизмы правовой защиты от этого практически отсутствуют.