belarus

Нарушения академической свободы

Студенты

Незаконные отчисления

Алесь Мухин и Андрей Гилевич

18-летние Алесь Мухин и Андрей Гилевич и 17-летний Сергей Мурашко были студентами первого курса минского Института радиотехники и электроники (в настоящее время — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники),членами Молодого фронта. 28 февраля 1998 г. милиция арестовала трех молодых людей якобы за то, что они после рок-концерта аэрозолем писали на автобусной остановке лозунги "Живе Беларусь!" и др., в том числе с политическим подтекстом, а также бело-красно-белый флаг (в прошлом — национальный флаг Беларуси, который в настоящее время ассоциируется с оппозицией). При этом, как утверждается, все трое выпили пива. С.Мурашко вскоре освободили, однако А.Мухин и А.Гилевич оставались в милиции до 3 марта — в течение 72 часов. Всем троим было предъявлено обвинение в хулиганстве по статье 201(1) УК, предусматривающей максимальное наказание до года лишения свободы или исправительных работ и/или штраф.

23 марта, еще до начала суда. А.Мухин и А.Гилевич получили письмо от ректора университета В.М.Ильина с уведомлением об их отчислении. В письме делалась ссылка на полученное из УВД Центрального района уведомление о действиях двух студентов. Этим делом занималась независимый правозащитник Любовь Лунева, в то время работавшая для неправительственной правозащитной организации Весна-96. Она рассказала представителю Хьюман Райтс Вотч о том, что произошло, когда она отправилась с жалобой в университет:

Оказалось, ректор болеет, а его заместитель на каком-то совещании. Мы пошли к проректору по административной работе Николаю Колинковичу. Он сказал: "Да, мы их исключили, потому что они позорят белорусский народ и честь нашего университета". Я сказала, что еще не было даже суда и что их могут оправдать. Он ответил: "Их не оправдают. Им дадут срок. Они преступники, а здесь не место преступникам". Тогда мы спросили, откуда известно, что они что-то сделали: "Вы не можете быть уверены в их виновности, следствие еще идет". Он ответил, что декан был в милиции, следователь показал ему все документы [по делу], бумагу о предъявлении обвинения, доказательства... Никакому адвокату ничего такого не покажут! Так называемая "тайна следствия"... Следователь грубо нарушил закон, раскрыл конфиденциальную информацию. К тому же теперь, когда их отчислили из университета, это самое настоящее давление на следствие и на суд. Их уже назвали преступниками.59

По уставу университета студентов могут отчислить за "нарушение норм поведения в общественных местах". Проректор Н.Колинкович заявил представителю Хьюман Райтс Вотч только, что студентов "все время" исключают за нарушения в общежитии или за неуспеваемость.60

27 мая 1998 г. судья Центрального районного суда Брогин приговорил А.Мухина, А.Гилевича и С.Мурашко к одному году лишения свободы условно по статье 201(1) УК. А.Мухин впоследствии переехал в Польшу для продолжения учебы, А.Гилевич восстановился в БГУИР. С.Мурашко продолжает учиться в университете без каких-либо других последствий.


59) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Л.Луневой. Минск, 7 апреля 1998 г.
60) Интервью Хьюман Райтс Вотч по телефону с Н.Колинковичем. 26 июня 1998 г.