belarus

Нарушения академической свободы

Общие сведения

За прошедшее десятилетие Беларусь пережила эпохальные перемены: распад Советского Союза, зарождение демократии и появление президента А.Лукашенко как лидера нового авторитаризма. Крушение СССР сопровождалось взрывным ростом частных университетов в условиях слома государственной монополии на высшее образование. Однако со времени избрания президента А.Лукашенко в июне 1994 г. все секторы возникшего в постсоветский период гражданского общества, в том числе сфера образования, становятся объектом нажима. Независимые газеты задыхаются под давлением организованной властями кампании поношений, запугивания и юридического преследования за публикацию статей с критикой власти. Неправительственным организациям (НО) постоянно угрожают закрытием, изматывают их требованиями о перерегистрации или выбрасывают из занимаемых помещений. Оппозиционные политические партии существуют, но уже третий год находятся в условиях полного бойкота со стороны государственных СМИ, что значительно ограничивает возможности их общения с народом Беларуси. Лидеры оппозиции подвергаются постоянным притеснениям. Президент А.Лукашенко провел законодательство, которое дает ему неограниченные авторитарные полномочия, серьезно ущемляя при этом право граждан на проведение общественных собраний.

Структура образования

В Беларуси насчитывается целых 42 государственных и 14 частных (платных) университетов, академий и институтов.1 Наиболее крупными среди госуниверситетов являются минский Белорусский государственный университет (БГУ) — около 15 тыс. студентов; Белорусская государственная политехническая академия — около 16 тыс.; Белорусский государственный экономический университет — 11тыс.; и Белорусский педагогический институт — 13 тыс. БГУ пользуется наибольшей известностью и престижем среди госуниверситетов, предлагая курсы обучения по всем основным академическим предметам. Из частных учебных заведений самая прочная репутация у минского Европейского гуманитарного университета, предлагающего в том числе курсы права, экономики и общественных наук. В других частных институтах акцент делается главным образом на "новые" предметы, такие, как рыночная экономика, бизнес и менеджмент.

Хотя белорусский язык во многом похож на русский, он остается вполне самостоятельным. Конституция 1994 г. утвердила его как государственный язык республики, что отражало ее вновь обретенную независимость, при том что ноябрьский, 1996 г. референдум по поправкам к конституции формально установил равенство между белорусским и русским языками. Со времени его проведения, однако, русский стал предпочтительным и преобладающим языком должностных лиц: так, например, президент на публике редко или вообще не говорит на белорусском. Этот язык использует большое число независимых газет и организаций, что, помимо подчеркивания различия между государственными и негосударственными структурами, привело также к политизации языкового вопроса.

Характерной чертой первых лет постсоветского периода было возрождение интереса к белорусскому языку, истории, культуре и национальной символике. С уходом в прошлое в 1991 г. советских ограничений в общественную жизнь вошли запретные ранее предметы: в школах и университетах по всей республике впервые стали преподавать белорусский язык, а ученые ринулись в советские архивы и стали публиковать результаты своих поисков. Начали выходить новые учебники на белорусском, в то время как на уроках истории впервые стали обсуждать такие вопросы, как движение за независимость Беларуси и его подавление в Советском Союзе. Президент А.Лукашенко свернул с тех пор практически все эти инициативы: сегодня русский язык преобладает над белорусским практически во всех областях; в школах и университетах преподают историю в советской трактовке; исследования таких тем, как сталинские репрессии, не одобряются, не финансируются и не допускаются к публикации; наконец, на политически активных или свободомыслящих преподавателей и студентов оказывается давление, их увольняют или исключают.


1) Существует также некоторое количество военных учебных заведений, рассмотрение которых выходит за рамки настоящего доклада.