Беларусь

Время, обращенное вспять

Продолжающиеся преследования средств массовой информации

Санкции и предупреждения газетам «Свабода» и «Имя»

Независимой ежедневной газете «Свабода» была оказана сомнительная честь стать первым независимым изданием, которое было закрыто по Закону о печати и других средствах массовой информации.74 19 ноября 1997 г. «Свабода» получила два предупреждения от Госкомпечати, в которых говорилось, что газета нарушает статью 5 Закона о печати, поскольку разжигает «социальную рознь» и «враждебность между обществом и властями». За последние несколько лет «Свабода» получила более десяти предупреждений за публикацию критических статей. Одно из предупреждений поступило за опубликованную в 1996 г. статью с критикой судей, председательствовавших на тюремных судах над участниками демонстраций. Власти сочли, что статья «дискредитирует белорусскую судебную систему и оскорбляет честь и достоинство судей». Две статьи, опубликованные в 1997 г., якобы «раскрыли секреты» двух уголовных расследований: в первой говорилось о директоре Белорусского Национального банка Тамаре Винниковой, обвиненной в хищении государственных средств; во второй — о взрыве на газопроводе, в котором обвиняли так называемую Белорусскую освободительную армию.

Предупреждение 19 ноября было связано с публикацией в газете «Свабода» в начале ноября двух статей. В первой статье, озаглавленной И«мпичмент — вторая попытка», проводилась параллель между сегодняшней Беларусью и 1937 годом; вторая статья под названием «Беларусь — день памяти» обвиняла президента в некомпетентности и криминальной деятельности. В соответствии с Законом о печати, издание, которое получило «многочисленные» предупреждения, может быть закрыто. В данном случае Верховный хозяйственный суд постановил, что газета «Свабода» нарушила статью 5 Закона, и аннулировал ее регистрацию, тем самым закрыв газету. Две статьи, послужившие причиной последних предупреждений, а также предыдущие три статьи находились в пределах международно признанных норм свободы слова. Помимо этого, закрытие газеты «Свабода» за свободное выражение взглядов является прямым нарушением внутренних и международных законов, таких, как статья 33(3) и 34(1) Конституции Беларуси, статья 3 Закона о печати и других средствах массовой информации, статьи 8 Устава Союза Беларуси и России и статьи 19 МПГПП.

Из текста Закона о печати остается неясным, существует ли процедура апелляции решения суда о закрытии средства массовой информации и если да, то какова эта процедура. До этого случая газеты, получавшие предупреждения, не закрывались.

Закрытие газеты «Свабода» явилось кульминацией правительственной кампании с целью заставить замолчать все критические голоса, выступающие против президента и правительства. Хьюман Райтс Вотч также документированы другие методы, с помощью которых белорусское правительство преследовало и заставляло замолчать независимые средства массовой информации, не прибегая к их закрытию. Конкретно в отношении газеты «Свабода» в 1996 г. к этим методам относились следующие: наложение огромного штрафа (3.000 долларов США) в конце 1996 г. за неуплату налогов с экземпляров газеты, которые распространялись бесплатно; попытка выселить газету «Свабода» из занимаемого ею помещения путем повышения арендной платы в три раза; лишение газеты возможности печататься в Беларуси, в результате чего «Свабода» была вынуждена временно печатать тираж в соседней Литве, а также периодические запреты на распространение газеты.

11 ноября независимая еженедельная газета «Имя» получила официальное предупреждение от заместителя генерального прокурора М.В.Снегиря после публикации серии сатирических фотоколлажей, на которых был изображен президент Лукашенко. На коллажах изображения головы президента, а также других белорусских и российских официальных лиц, включая президента России Бориса Ельцина, были совмещены с телами других лиц, и коллаж сопровождался подписью с политическим смыслом. В предупреждении говорилось, что коллажи носили «оскорбительный характер в отношении президента», что они преследовали «очевидную цель политической и личной дискредитации руководителей государства» и представляли президента в манере, «не соответствующей реальной действительности и унизительной для чести и достоинства личности и политического деятеля такого масштаба».

С ноября 1995 г. газета «Имя» была вынуждена из-за разрыва договора с Гомельской типографией печатать свой тираж в соседней Литве. На февраль 1998 г. газета «Имя» вновь печатала свой тираж в Минске в частной типографии «Мэджик». Газета «Имя» также вновь распространяется через государственную службу почтовой рассылки, Союзпечать, после того как в ноябре 1995 г. в распространении ей было отказано. Однако Союзпечать принимает только 2000 экземпляров для распространения через киоски, утверждая, по словам редактора газеты «Имя» Ирины Халип, что на большее число экземпляров нет спроса. Тем не менее переданные Ириной Халип представителям Хьюман Райтс Вотч высказывания продавцов из газетных киосков свидетельствуют об обратном:

Я разговаривала с продавцами в киосках, и они жалуются. Они говорят, что им дают пять экземпляров и они их даже не выкладывают на прилавок, потому что откладывают себе, подруге, соседу...75


74) После закрытия газеты «Свабода» она продолжала выходить в электронном варианте в Интернете — http://www.belarus.net/MassMedia/Newspaper/Svaboda/ — без какого-либо замeтного вмешательства. 16 января 1998 г. сотрудники и учредители газеты «Свабода» учредили новую газету «Навины» («Новости»). Белорусская ассоциация журналистов сообщила в январском номере своего издания «Четвертая власть», что газета «Навины» 23 января получила предупреждение от Госкомечати за перепечатку логотипа «Свабоды» на первой полосе.
75) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ириной Халип, Минск, 20 февраля 1998 г.