Беларусь

Время, обращенное вспять

Продолжающиеся преследования средств массовой информации

Поправки к Закону о печати и других средствах массовой информации

20 декабря Советом Республики были приняты с незначительными изменениями поправки к Закону о печати и других средствах массовой информации. В докладе «Подавление гражданского общества» организацей Хьюман Райтс Вотч была дана критика более ранних проектов этих поправок, поскольку они дают право властям запрещать и подвергать цензуре сообщения независимых средств массовой информации, в которых выражается критика правительства или которые якобы раскрывают «государственную тайну» либо могут нанести ущерб политическим, экономическим, оборонным интересам страны или здоровью и нравственности граждан. В частности, положения о санкциях против изданий за «оскорбление чести и достоинства» государственных должностных лиц легко могут быть использованы против тех, кто высказывает правомерную критику в адрес государственных чиновников, осуществляя свое законное право на выражение политических взглядов, закрепленное в международном законодательстве, в том числе в статье 19 МПГПП. Эти поправки также придали силу закона изданному ранее президентскому указу, ограничивающему перемещение информации через границу, которая считается наносящей ущерб «национальной безопасности, правам и свободам граждан, здоровью и нравственности населения и охране окружающей среды». Такие широкие полномочия по ограничению доступа к информации также противоречат статье 19(2) МПГПП и статье 34(1) белорусской Конституции. Закон с внесенными поправками дает право на административное преследование всех распространителей газеты, которую сочтут нарушившей эти туманно сформулированные нормы, на закрытие такого издания и лишение частных лиц права работать в средствах массовой информации, если эти лица нарушают данный закон. Изменения, внесенные в проект, имели незначительный характер и не снижают его возможности по запрещению любого критического освещения событий71.

Еще до принятия поправок газетам, которые государство считало нарушающими данный закон, были направлены предупреждения. Запрет на ввоз «вредной» информации был применен в отношении ряда различных изданий, в том числе в 1996 г. в отношении газеты «Свабода», а в апреле 1997 г. — «Беларусской маладзежной»72. Еще в одном случае применения этих ограничений 2 мая 1998 г. белорусские власти на белорусско-украинской границе конфисковали у исполняющего обязанности председателя БНФ Левона Барщевского и его заместителя Сергея Папкова 900 экземпляров газеты «Белорусские Ведомости», публикуемой в Польше, а также несколько сотен экземпляров статей на основании их политического содержания73.


71) В числе изменений были следующие: освобождение изданий тиражом менее 300 экземпляров от необходимости регистрации в Госкомпечати; в положении о запрете на оскорбление чести и достоинства конкретное указание на президента заменено общей ссылкой на государственных должностных лиц; максимальный срок приостановления деятельности СМИ за нарушение закона сокращен с двенадцати до трех месяцев.
72) Более подробно эти случаи изложены в докладе «Подавление гражданского общества», стр. 23-25.
73) Агентство Белапан (Минск), 4 мая 1998 г.