Беларусь

Подавление гражданского общества

Применение силы милицией и произвольные аресты демонстрантов

Судебные заседания и наказания

«Вы судья — как вы можете принимать ложные показания?!» — белорусский подсудимый — судье.

В следующие за демонстрациями дни людей буквально автобусами привозили в различные суды Минска, где происходили слушания. Большинство этих судов были вопиюще несправедливыми. Защитников часто не допускали на суд, а приговоры во многих случаях выносились на основании противоречивых показаний милиции. Зачастую сотрудники милиции, дававшие показания, даже не присутствовали во время ареста и не могли быть свидетелями якобы незаконных действий обвиняемого.

Представитель Белорусского Хельсинкского комитета, который ведет активное наблюдение за ходом этих процессов, сообщил Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, что один из их наблюдателей присутствовал на слушании дела, когда

[М]илиционер сказал, что обвиняемый стоял на улице и обсуждал политику страны, что само по себе являлось обвинением. Судья спросил, что в точности говорил [обвиняемый], на что [милиционер] ответил: «Откуда мне знать? Я был далеко [от обвиняемого] и там было много народу.»120

Представитель Хельсинкского комитета также добавил:

Это пример свидетелей [которые используются на таких судах]. Часто большинство свидетелей составляют сотрудники милиции, свидетелей защиты, как правило, не вызывают [давать показания], даже если есть [такие свидетели]. И редко когда бывает адвокат. .. Либо [участники демонстраций] очень редко просят адвоката, либо [власти] очень редко допускают его. А [какое наказание] дадут... ну, это на самом деле зависит от судьи.

Из других источников Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки стало известно, что, хотя, по крайней мере, у нескольких задержанных спросили, желают ли они, чтобы их на суде представлял адвокат, это часто делали лишь в день суда. Если задержанный просит адвоката, власти часто слишком медленно его ищут, и в результате требование предоставить адвоката добавляет два-три лишних дня к сроку заключения. Кроме этого, когда власти спрашивают, хочет ли задержанный адвоката, они при этом явно дают понять, что те, кто будет настаивать на адвокате, не получат никаких преимуществ. Более того, многим заключенным не позволяют позвонить родственникам, так что родственники не имеют возможности сами найти адвоката.

Суды щедро применяют две формы наказания — штрафы и административный арест — установленные президентским Декретом № 5.121 Хотя невозможно привести точное число людей, которые были подвергнуты этим санкциям, по подсчетам Белорусского Хельсинкского комитета их должно быть сотни.

Юрий В.
2 апреля 1997 г. Партизанский районный суд г. Минска заслушал дело Юрия В. Представители Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки пришли на суд в попытке наблюдать за судебным заседанием. Однако судья Ройник запретила представителям Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки находиться в зале суда во время слушания, отказавшись объяснить причину такого решения. Юрий В. впоследствии сообщил Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, что он сказал суду:

Я не участвовал в демонстрации, поскольку я не занимаюсь политикой, а также я недавно перенес серьезную операцию и не хотел быть в толпе, где мне легко могли нанести травму.122

Также он сказал, что был арестован на другой улице, нежели та, которая указана в милицейском протоколе, и попросил у судьи разрешения пригласить четырех свидетелей, которые могли бы подтвердить его рассказ. Он сообщил Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки:

Суд, очевидно, решил не создавать себе ненужных проблем в смысле подтверждения показаний и отказался удовлетворить мою просьбу допросить свидетелей, не мотивируя никаким образом это решение [не давая никаких объяснений причины].

Судья, тем не менее, выслушала показания обоих милиционеров. По словам Юрия В., он видел этих милиционеров только в отделении милиции, а не на улице, где он был арестован. Однако милиционеры утверждали, что Юрий В. был задержан, когда принимал участие в несанкционированной демонстрации и отказался подчиниться приказу милиции разойтись.

Во время судебного слушания двое милиционеров давали противоречащие показания. ... Пащенко [один из милиционеров] сказал, что на мне была надета темная куртка, в то время как по словам Маковского [второй милиционер], я был одет в серый плащ.123

Судья Ройник, однако, не приняла во внимание противоречия в показаниях свидетелей. Она вынесла решение, в котором говорилось:

[Юрий В.] принимал активное участие в несанкционированной демонстрации на улице Немига у станции метро «Немига» и отказался подчиниться приказу милиции разойтись, в нарушение пункта 10 декрета [президентского Декрета №5] ... [Юрий В.] не признает свою вину, утверждая, что он был незаконно задержан на улице Ленина и не принимал участия в демонстрации, а оказался там случайно. Однако его вину в совершении административного правонарушения подтверждает протокол...124 и показания свидетелей Пащенко С.Е., Маковского В.В.125

Юрий В был присужден к штрафу 2,6 миллиона белорусских рублей (около 100 долларов США).

Татьяна С.
Татьяна С. так описывала свой суд представителям Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки и Мемориала:

Нас привезли на суд. Меня судили первой... Меня [судья] спросил: «Вы принимали участие в демонстрации?» Я сказала: «Нет, не принимала. Я просто шла мимо ... и ни в чем не участвовала.» Это единственное, о чем судья меня спросил. Потом он вызвал милиционера, свидетелем. Судья спросил его, что я там делала. Этот молодой парень сказал, что я просто там стояла. ... Тогда вызвали второго. Этот сказал: «Она говорила: это моя страна, я буду стоять, где хочу». И добавил, что я выбежала на дорогу, бросала камни и ругалась.126

В итоге судья присудил ее к пяти дням административного ареста и оштрафовал ее подругу на 2,6 миллиона белорусских рублей (около 100 долларов США).


120) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с представителем Белорусского Хельсинкского комитета, Минск, 1 апреля 1997 г.
121) Подробно о вынесении судами приговоров об административном заключении см. выше, сноска 95.
122) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с Юрием В., Минск, 6 апреля 1997 г.
123) Там же.
124) Протокол был подписан Юрием В. в условиях физического давления.
125) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с Юрием В., Минск, 6 апреля 1997 г., включающее выдержки из решения суда, вынесенного 2 апреля 1997 г. в Минске.
126) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с Татьяной С., Минск, 4 апреля 1997 г.