Беларусь

Подавление гражданского общества

Применение силы милицией и произвольные аресты демонстрантов

Произвольные аресты

Милиция подвергла незаконным арестам не только участников демонстрации, но также многих случайных прохожих, которые стояли на углах улиц, ждали автобусов или направлялись за покупками. Некоторые были задержаны без всякой видимой причины, другие потому, что у милиции, видимо, были подозрения, что они могут присоединиться к демонстрации. Волны таких арестов обычно имеют место до, во время и после проведения демонстрации. Как отметил один человек: «Такое сейчас время — даже просто ходить по улице страшно».105 Во многих случаях прохожие, которые высказывались относительно жестокости милиции, сами подвергались побоям и аресту.

В некоторых случаях милиция не вмешивалась в демонстрацию с целью ее прекратить, но тем не менее совершала аресты предполагаемых участников. Студент, пожелавший остаться анонимным, сообщил Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки: «Теперь они ждут, пока акция закончится, и арестовывают тех, кто уходит. Они замечают внешность, они все время снимают [участников демонстрации], все акции снимаются, у них уже наверное отсняты километры пленки».106 Студент, участвовавший в демонстрации 14 февраля 1997 г., сообщил Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, как его в этот день арестовали:

Я спустился в метро и поехал домой. Когда я пересаживался со станции «Октябрьская» на «Купаловскую», ... на меня сзади набросились двое в кожаных куртках, с бритыми головами. ... Они набросились на меня без единого слова, немедленно надели наручники, не представились, схватили меня и с угрозами потащили меня в комнату милиции [метрополитена].107

В комнате милиции милиционеры били студента кулаками и ногами, и через двадцать минут отправили его в центральное отделение милиции Минска. Получив от родителей студента подтверждение, что он страдает диабетом, милиция в 11.00 отпустила его.

Особенно показательны были аресты в связи с демонстрацией в Минске 14 марта 1997 г.108 Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки и Мемориал опросили десятки заслуживающих доверия жертв и свидетелей насильственных действий милиции и незаконных арестов, имевших место в тот день. Ниже мы подробно излагаем три случая арестованных в тот день людей: Юрия В., Сережи и Жени, и Татьяны С., чтобы продемонстрировать схему, по которой производились незаконные аресты, предъявлялись обвинения, происходил суд и применялись последующие санкции против лиц, участвовавших в демонстрациях.

Юрий В.

14 марта 1997 г. Юрий В. и несколько его друзей гуляли по центру Минска не расстоянии около 150 метров от демонстрации оппозиции. Группа стояла на углу улицы примерно пять минут, наблюдая за демонстрацией, после чего, по словам одного из членов группы, произошло следующее:

[В]незапно, без предупреждения на нас четверых набросились человек восемь милиционеров и потащили нас в патрульную машину. ... Нас застали врасплох, потому что мы конечно же не нарушали никаких законов своим поведением, и до тех пор, пока мы не оказались внутри патрульной машины вместе с остальными политзаключенными, мы не понимали, что это за машина.109

Всех четверых около часа возили по Минску, и в течение этого времени было задержано и посажено в машину большое число людей.

Татьяна С.

Татьяна С., женщина средних лет, рассказала Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, что 14 марта 1997 г она и ее подруга делали покупки для ребенка:

Мы шли мимо площади свободы к магазину... когда увидели группу пробегавших мимо молодых людей. За ними гналась милиция... на той же улице милиция избивала молодого человека... Пожилой мужчина [который стоял поблизости от молодого человека] начал его защищать: «Что вы делаете? Вы отобьете ему печень, легкие и почки!» Милиционер не сказал не слова, взял молодого человека, взял пожилого, и затолкал их в машину... В этот момент милиционер стал нас отталкивать. .. Я сказала: «Как ты смеешь меня толкать?! Ты не имеешь права». Он сказал: «Иди отсюда». Тогда я сказала: «Я буду стоять где хочу. Это МОЯ страна». Тогда милиционер заорал: «Оппозиция! Заберите [ее]!» Милиционеры схватили меня и посадили в машину за решетку.110

Сережа и Женя

Четырнадцатилетний Сережа и шестнадцатилетний Женя были задержаны милиционерами в штатском 14 марта 1997 г. в 4.20 дня. Оба мальчика только что вышли из ресторана «Макдональдс» в центре Минска и повернули направо, когда рядом остановилась машина без номеров, из нее выскочили два милиционера и схватили их. Один мальчик утверждает, что когда его силой заталкивали в машину, они нарочно сделали так, чтобы он головой ударился о кузов. Милиционеры не показали никаких удостоверений; мальчики попросили их назвать себя, но милиционер сказал: «Не твое дело». Милиционеры сказали мальчикам, что те портят машины, и поэтому их арестовали. Однако в отделении милиции их обвинили в участии в демонстрации.111


105) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки со студентом «А», Минск, 6 апреля 1997 г.
106) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки и Мемориала, студент «В», Минск, 1 апреля 1997 г.
107) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки и Мемориала со студентом «А», Минск, 5 апреля 1997 г.
108) Демонстрация «Беларусь — в Европу» была задумана в перую очередь как молодежная акция.
109) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки и Мемориала с Юрием В. (не настоящее имя) и его друзьями, Минск, 6 апреля 1997 г.
110) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с Татьяной С. (не настоящее имя), Минск, 4 апреля 1997 г.
111) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с Сережей и Женей (не настоящие имена), Минск, 6 апреля 1997 г.