Беларусь

Подавление гражданского общества

Введение

Ослабление парламента и судебной власти

Конституция 1994 г. провозглашала разделение власти, хотя отдавала предпочтение парламенту. Со времени своего прихода к власти президент Лукашенко стремился максимально расширить полномочия исполнительной власти и свести к минимуму власть законодательную и судебную.4 Он открыто призывал белорусских избирателей не голосовать на парламентских выборах 1995 г., поскольку участие в выборах менее 50% избирателей дало бы ему законное право распустить парламент и править самолично.5 Что касается судебной власти, президент Лукашенко систематически игнорировал решения Конституционного суда, по которым президентские декреты объявлялись неконституционными, и отдавал приказы Кабинету министров и другим правительственным учреждениям игнорировать такие судебные решения.6

Референдум

Попытки президента Лукашенко ослабить законодательную и судебную власть достигли апогея во время референдума в ноябре 1996 г. В июле этого года президент Лукашенко потребовал, чтобы Верховный совет продлил срок своих полномочий с пяти до семи лет и принял закон, по которому создавалась бы вторая законодательная палата — членов которой будет назначать он сам — и ограничивались бы полномочия Конституционного Суда. Когда Верховный Совет отказался удовлетворить эти требования, президент Лукашенко призвал к всенародному референдуму по этому и ряду других вопросов. По официальным данным, этот референдум, который был проведен 24 ноября 1996 г., большинством голосов одобрил предложение президента по внесению изменений в конституцию. Обстоятельства, при которых проводился референдум, подверглись широкой критике,7 и многие страны, включая государства-члены Европейского Союза и США, не признали его результаты.8 Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки не занимает никакой позиции относительно законности референдума; мы озабочены теми негативными последствиями, которые имела президентская конституция для ситуации с правами человека в Беларуси.

Президентская конституция провозглашает, что управление страной основано на разделении властей и системе сдержек и противовесов, но в то же время полностью подрывает основы такой системы. Во-первых, главе исполнительной власти — президенту — предоставляются очень широкие законодательные полномочия. Во-вторых, система сдержек и противовесов в значительной степени склоняется в пользу президента, который сейчас держит под своим контролем законодательную власть и суды, но сам практически свободен от их влияния. Фактически президент не только оказывает необычайно широкое влияние на парламент, но зачастую может полностью его игнорировать.


4) Термин «конституция 1994 г.» относится к конституции, принятой Верховным Советом в 1994 г.
5) James Rupert, «Belarus Voters’ Turnout Dlocks President’s Plan to Rule Alone,» Washington Post, December 1, 1995, p.30
6) «Информация Конституционного суда Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1995 г.,» Минск, 1996 г., стр.45.
B>7) См. Lawyers Committee for Human Rights, Presidential Powers and Human Rights under the Draft Constitution of Belarus, New York: American Bar Association Central and East European Law Initiative (CEELI), October 1996, и Analysis of the Draft Constitution of the Republic of Belarus with Alterations and Amendments, October 15, 1995, Washington.
8) Наиболее заметным исключением была Россия, парламент и правительство которой признали результаты референдума.