Беларусь

Подавление гражданского общества

Введение

15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял новую конституцию, которая провозглашала демократические ценности и содержала важные механизмы защиты прав человека. Белорусское правительство в своем четвертом периодическом докладе по выполнению Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) провозгласила Конституцию 1994 г. в качестве доказательства того, что "Беларусь решительно избрала путь демократии и уважения прав человека".3 В то время Беларусь действительно достигла значительного прогресса в обеспечении уважения гражданских и политических прав после нескольких десятилетий советской власти.

В доперестроечном Советском Союзе права на свободу мнения, информации и выражения были резко ограничены. Государство пользовалось своей монополией на средства массовой информации, распространяя тщательно отобранные, прошедшие цензуру информационные сообщения и пропагандистские лозунги. Попытки выразить взгляды, отличающиеся от официальных, жестоко подавлялись. Подобно этому, серьезно ограничена была и свобода объединений. Фактически все формы частной инициативы не только не поощрялись, но были просто исключены. В давящей атмосфере запугивания и страха только самые смелые решались публично высказаться против государственной политики. Обсуждение политических вопросов происходило за закрытыми дверями в рамках небольшой группы — верхушки Коммунистической партии, в то время как парламент — Верховный Совет — был чисто формальным институтом, где реальные дебаты были невозможны. Суд действовал по указке Коммунистической партии каждый раз, когда власти считали это необходимым.

В начале 1990-х гг. ситуация с правами человека в Беларуси существенно улучшилась. Правительство отказалось от своей монополии на средства массовой информации, позволило информации в различной форме и из различных источников относительно свободно циркулировать в стране и перестало использовать репрессивные меры для подавления инакомыслия, давая такам образом шанс постепенно избавиться от страха и "внутренней цензуры". Соответственно, белорусы начали открыто выражать свои взгляды и идеи, создавать неправительственные организации (НПО) или вступать в них, учреждать независимые средства массовой информации и другие институты гражданского общества. В сфере управления государством также произошли перемены: Верховный Совет стал форумом для дискуссий между партиями с различными политическими платформами. Судебная власть стала более независимой.

В июле 1994 г., всего через несколько месяцев после принятия новой конституции, были проведены поспешно организованные, но относительно свободные и справедливые выборы, на которых белорусские избиратели выбрали президентом Александра Лукашенко. Со времени своего избрания Лукашенко явно стремился поставить под свой контроль все аспекты общественной жизни, как в правительстве, так и в гражданском обществе. Спустя три года после избрания президента Лукашенко институты гражданского общества в Беларуси почти прекратили свое существование, а белорусское общество в целом во многих важных аспектах все более напоминает своего предшественника, Советскую Белоруссию.

Референдум, прошедший в ноябре 1996 г., законодательно закрепил президентскую монополию на государственную власть, дав президенту почти диктаторские полномочия. Хотя формально разделение власти в Беларуси по-прежнему существует, по новой конституции (далее именуемой президентской конституцией) власть президент доминирует над всеми остальными ветвями власти. Фактически он сам подобрал кандидатов в нижнюю палату Национальной собрания (нового парламента), он имеет значительное влияние на верхнюю палату, а во многих случаях может полностью обойти законодательную власть и править единолично. Судебная власть, включая как Конституционный суд, так и суды общей юрисдикции, подвергается сильному президентскому давлению и не может контролировать действия и решения исполнительной власти.


3) CCPR/C/84/Add.4, 3 сентября 1996 г. Доклад был представлен правительством Беларуси в 1995 г. и должен был рассматриваться Комиссией по правам человека в августе 1997 г. Однако белорусское правительство недавно известило Комиссию, что доклад будет изменен в связи с изменением обстоятельств. Таким образом, рассмотрение белорусского доклада на августовской сессии было отменено.