Россия

СЛИШКОМ МАЛО И СЛИШКОМ ПОЗДНО
Отношение государства к проблеме насилия против женщин

Обязательства России в рамках международного права

Ратифицировав международные правозащитные соглашения, Россия взяла на себя обязательство по защите женщин от насилия, совершаемого как государственными, так и частными лицами и организациями. По Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП), который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и который Россия обязалась выполнять, Россия должна обеспечить право на жизнь и безопасность для всех лиц, находящихся на ее территории, не различая их по каким-либо признакам, в том числе по признаку пола.46 Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации женщин (CEDAW), которую Советский Союз подписал в 1981 г., и обязательства по которой приняла на себя Россия, также предписывает России принимать меры по ликвидации насилия против женщин. Как государство, подписавшее CEDAW, Россия обязана «осуществлять всеми необходимыми способами и без промедления политику ликвидации дискриминации женщин».47 К такой дискриминации относится «любое различие, исключение или ограничение по половому признаку, целью которого является нарушение или отмена признания, использования или реализации женщинами... на основе равенства мужчин и женщин, прав человека и фундаментальных свобод...».48 Как ясно указывает Комитет по ликвидации дискриминации женщин, «гендерное насилие является формой дискриминации, которая серьезно нарушает способность женщин пользоваться правами и свободами на основе равенства с мужчинами».49

По условиям МПГПП, Россия должна предотвращать совершение насильственных действий в отношении женщин не только государственными органами, но и частными лицами и организациями.50 Статья 2 МПГПП требует, чтобы страны, подписавшие пакт, «гарантировали» права, признанные в этом соглашении, всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В толковании почти идентичного положения Интер-американской конвенции по правам человека, Интер-американский суд по правам человека в конце 1980-х гг. пояснил, что обязанность государств «гарантировать» права требует, чтобы государство предотвращало нарушения прав, признанных соглашением, или активно реагировало на случаи таких нарушений.51 Правительство должно:

предпринимать соответствующие шаги по предотвращению нарушений прав человека и пользоваться всеми имеющимися у него средствами для осуществления серьезных расследований нарушений, совершенных в пределах его юрисдикции, выявлять виновных и налагать соответствующие наказания, а также обеспечивать адекватную компенсацию потерпевшим.52

Согласно этому разъяснению, данному судом, обязанности государства распространяются на нарушения, совершенные частными лицами или группами лиц: государство «не выполняет [это] обязательство ... если позволяет частным лицам или группам свободно и безнаказанно совершать действия в нарушение прав, признанных настоящей Конвенцией».53

В Декларации о ликвидации насилия против женщин, принятой в декабре 1993 г., ООН подтверждает обязанность государств действовать добросовестно, особенно в том, что касается защиты женщин от насилия.54 Декларация осуждает насилие против женщин, включая насилие в семье, как «нарушение прав и фундаментальных свобод женщин».55 Она провозглашает, что «государства должны осудить насилие против женщин... [и] проявить должную добросовестность в отношении профилактики и расследования случаев насилия против женщин и наказания виновных в соответствии с национальным законодательством...».56 Как ясно указано в декларации, обязанности государства не зависят от того «совершены ли данные [насильственные] действия государством или частными лицами».57


46) Статьи 2, 6 и 9. Те же права гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция), которая была подписана Россией, в статьях 2, 5 и 14. Будучи принятой в 1996 г. в Совет Европы, межправительственную организацию, которая имеет своей целью, помимо прочего, защиту прав человека, Россия должна ратифицировать и выполнять Европейскую конвенцию и подчиняться юрисдикции Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека, которые дают толкование положениям Европейской конвенции и контролируют ее выполнение.
47) Статья 2.
48) Статья 1.
49) Рекомендация CEDAW №19, параграф 1.
50) Подробное обсуждение международных обязательств в отношении насилия против женщин, совершаемого частными лицами и организациями, см. Dorothy Q. Thomas and Michele Beasley, «Domestic Violence as a Human Rights Issue», Human Rights Quarterly, vol. 15, no. 1 (February 1993); Human Rights Watch, Global Report on Women's Human Rights (New York: Human Rights Watch, 1995), pp. 341-48; Human Rights Watch/Africa & Human Rights Watch Women's Rights Project, Violence Against Women in South Africa: State Response to Domestic Violence and Rape (New York: Human Rights Watch, 1995), pp. 39-44.
51) Velazquez Rodriguez v. Honduras (July 29, 1988), Inter-American Court of Human Rights (series C), No. 4.
52) Там же, параграф 174.
53) Там же, параграф 176.
54) Декларация о ликвидации насилия против женщин, ООН, Документ A/Res/48/104, 23 февраля 1994. Эта декларация, принятая на Генеральной Ассамблее в 1994 г., является резолюцией, которая устанавливает международные нормы и не имеет силы закона.
55) Там же, Преамбула.
56) Ibid., Art. 4(c).
57) Там же. В попытке приступить к решению проблемы насилия против женщин Верховный комиссар ООН по правам человека в 1994 г. назначил первого специального уполномоченного по проблеме насилия против женщин. В мандат специального уполномоченного входит исследовать проблему насилия против женщин, ее причины и последствия, а также рекомендовать меры по прекращению такого насилия. В своем первом докладе специальный уполномоченный подчеркнула обязанность государства реагировать на случаи насилия против женщин таким образом, который исключал бы дискриминацию: «Государства несут обязательство предотвращать, расследовать и наказывать преступления, связанные с насилием против женщин». Предварительный доклад специального уполномоченного о насилии против женщин, его причинах и последствиях, Документ ООН E/CN.4/1995/42, 22 ноября 1994 г., стр. 18. В докладе разъясняется: «В контексте норм, установленных недавно международным сообществом, Государство, не принимающее мер относительно насильственных преступлений против женщин, так же виновно, как и лица, совершающие такие преступления». В февральском докладе 1996 г., посвященном конкретно проблеме домашнего насилия, специальный уполномоченный подчеркивает, что «роль, которую играет бездействие государства в сохранении проблемы насилия, в сочетании с гендерным характером домашнего насилия, требуют, чтобы домашнее насилие классифицировалось и рассматривалось как проблема прав человека, а не просто проблема национального уголовного провосудия». Доклад специального уполномоченного о насилии против женщин, его причинах и последствиях, Документ ООН E/CN.4/1996/53, 5 февраля 1996 г. стр. 9.