![]() |
![]() ![]() | |
|
||
Израиль, Западный берег р. Иордан, сектор Газа, и Палестинская национальная автономия Дженин:
Военные операции Армии обороны ИзраиляКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
3 апреля 2002 года Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) развернула крупную военную операцию в лагере палестинских беженцев в Дженине. В лагере проживает около 14 тыс. человек, большинство из которых – мирные жители. Официально целью операции был объявлен захват или уничтожение палестинских террористов-смертников, ответственных за взрывы и другие нападения, в результате которых с марта 2002 г. погибли более семидесяти израильтян и других гражданских лиц.
Присутствие среди беженцев вооруженных палестинских боевиков и их приготовления к операции ЦАХАЛ не умаляют обязательств последней по принятию всех возможных мер для защиты мирных жителей, как того требует международное гуманитарное право. Израиль также обязан гарантировать, что удары по военным целям не причинят неоправданного вреда мирным жителям. К сожалению, эти обязательства не были выполнены. Хьюман Райтс Вотч установлено, что во время операции в Дженине израильские силы совершили целый ряд серьезных нарушений международного гуманитарного права, многие из которых, на первый взгляд, вполне могут быть квалифицированы как военные преступления.
Поскольку лагерь беженцев расположен в плотном городском окружении, боевики неизменно смешивались с гражданским населением. По словам мирных жителей, их дома также пострадали от вертолетных обстрелов, продолжавшихся по несколько дней. Чтобы укрыться от огня, многие жители были вынуждены перебираться из дома в дом, в то время как другие оказались отрезанными от безопасных районов боевыми действиями, а во время комендантского часа рисковали попасть под обстрел снайперов ЦАХАЛ. Хьюман Райтс Вотч зафиксировала случаи, когда израильские солдаты превращали мирные жилища в военные позиции, запирая хозяев в одной из комнат. В других случаях военнослужащие прямо приказывали пытавшимся уйти мирным жителям оставаться на месте.
Подобная перемешанность боевиков и мирного населения не снимает с ЦАХАЛ ответственности за различение гражданских и военных целей. Несмотря на это, в ряде случаев удары израильской армии носили неизбирательный характер. Особенно явно это проявилось утром 6 апреля, когда израильские вертолеты обстреляли лагерь ракетами, в результате чего пострадали еще спавшие мирные жители: одна женщина погибла и одна четырехлетняя девочка в другой части города была ранена. В обоих случаях в домах находились только гражданские лица, и в непосредственной близости не было ни одного боевика.
Для сноса домов израильские силы использовали бронированные бульдозеры. Такие действия оправдывались необходимостью расчистить проход по узким и извилистым улицам Дженина, чтобы обеспечить доступ в лагерь для танков и другой тяжелой техники, а также из-за того, что некоторые дома были явно заминированы. Однако во многих случаях, особенно в районе Хавашин, масштабы разрушений явно превышали необходимые для проделывания проходов к местам расположения боевиков и откровенно не соответствовали военным целям. Многие наблюдатели были шокированы размерами ущерба, нанесенного лагерю ракетами, танками и бульдозерами. Полностью разрушенными оказались по меньшей мере 140 домов, во многих из которых проживало сразу несколько семей, еще более 200 остались непригодными для жилья. Около 4 тыс. человек, или более четверти населения лагеря, остались без крова. Серьезные повреждения получили также системы канализации, водо- и электроснабжения. Более 100 из 140 полностью разрушенных зданий находились в районе Хавашин. Если в других частях лагеря бульдозеры использовались для расширения улиц, то Хавашин, после гибели там 13 израильских солдат, попавших в засаду 9 апреля, полностью сравняли с землей. В связи с этим одной из главных задач миссии ООН по установлению фактов должно будет стать установление степени несоответствия разрушений военной необходимости и наличия, соответственно, оснований для квалификации содеянного как неоправданного уничтожения гражданских объектов, то есть как военного преступления.
Ситуация усугубляется еще и тем, что мирное население района не было должным образом оповещено. Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны израильтян, многие мирные жители узнали об опасности только в момент, когда бульдозеры уже приступили к сносу домов. Джамал Файед, парализованный тридцатисемилетний мужчина, погиб под развалинами собственного дома, когда родственникам не дали времени, чтобы вынести его перед тем, как снести дом бульдозером. Шестидесятипятилетний Мохаммад Абу Саба’а умолял водителя бульдозера подождать, пока семья не выберется на улицу; когда он вернулся к полуразрушенному дому, его застрелил израильский солдат.
Хьюман Райтс Вотч установила гибель по крайней мере 52 палестинцев в результате операции ЦАХАЛ в Дженине. Эта цифра может увеличиться по мере продолжения поисково-спасательных работ, а также по мере освобождения или установления местонахождения задержанных израильтянами родственников. Поскольку число пропавших без вести невелико, Хьюман Райтс Вотч полагает, что увеличение будет незначительным. Из 52 погибших по крайней мере 22 человека, в том числе дети, старики и инвалиды, были мирными жителями. Как минимум, 27 погибших подозреваются в принадлежности вооруженным палестинским движениям, таким, как «Исламский джихад», ХАМАС и «Бригада мучеников аль-Акса». Некоторые состояли в подразделениях сил безопасности Палестинской национальной автономии, а также в палестинской полиции и органах безопасности. Статус троих оставшихся из подтвержденных погибших Хьюман Райтс Вотч исчерпывающе установить не удалось.
Доказательств резни и массовых внесудебных расправ, якобы совершенных ЦАХАЛ в Дженине, Хьюман Райтс Вотч не обнаружено. Нами тем не менее установлено, что гибель многих мирных жителей может быть квалифицирована как незаконное или произвольное убийство их израильскими военнослужащими. Многих смертей можно было избежать, если бы израильтяне приняли меры для защиты мирного населения, предусмотренные международным гуманитарным правом. В числе погибших мирных жителей были:
57-летний Камал Згхаир - прикованный к коляске инвалид, которого сначала обстреляли, а потом раздавили танком 10 апреля на одной из главных улиц Дженина неподалеку от лагеря, несмотря на привязанный к коляске белый флаг; 58-летняя Марьам Вишахи, убитая в своем доме ракетой 6 апреля, всего через несколько часов после того, как ее невооруженного сына застрелили на улице; 37-летний Джамал Файед, парализованный инвалид, похороненный под развалинами своего дома 7 апреля, несмотря на все просьбы родственников дать им возможность вынеси его; 14-летний Фарис Зайбен, застреленный с израильского БТР по дороге за продуктами после временной отмены комендантского часа 11 апреля. Некоторые из зафиксированных Хьюман Райтс Вотч случаев могут быть квалифицированы как внесудебные казни, что безусловно составляет военное преступление. 6 апреля израильскими солдатами был убит Джамал Аль-Сабба, непосредственно находившийся в их власти: в тот момент он выполнял их приказ снять одежду. По меньшей мере в одном случае военнослужащие ЦАХАЛ неправомерно пристрелили раненого палестинца: Мунтир Аль-Хадж был убит без оружия и, как утверждают, уже не принимал активного участия в боевых действиях из-за перелома обеих рук.
Во время операции израильтяне использовали палестинских гражданских лиц в качестве “живого щита” и заставляли их выполнять опасную работу. Хьюман Райтс Вотч располагает многочисленными независимыми и заслуживающими доверия свидетельствами о том, что палестинцев использовали для прикрытия израильских солдат. Их принуждали долгое время стоять перед открытыми позициями ЦАХАЛ, а также сопровождать солдат при обходе домов. Камаль Тавалби, отец 14 детей, рассказывал, как солдаты три часа продержали его и его четырнадцатилетнего сына на линии огня, используя их плечи в качестве упора для стрельбы. 65-летнюю женщину поставили на крыше перед позицией израильтян, в то время как с вертолетов велся огонь.
Как и в предыдущих операциях, солдаты ЦАХАЛ заставляли палестинцев сопровождать их при обысках, иногда – под дулом автомата. При этом палестинцам поручались самые опасные задачи: они открывали двери и первыми входили в дом. В Дженине такая тактика применялась широко: по словам свидетелей, при обыске израильтян практически всегда в принудительном порядке сопровождали гражданские палестинцы. Это является серьезным нарушением законов и обычаев войны, поскольку подвергает жизнь и здоровье мирных жителей прямой опасности.
Хьюман Райтс Вотч пока не выявлено доказательств того, что палестинские боевики использовали в Дженине тактику «живого щита». Тем не менее боевики подвергали опасности своих мирных соотечественников: они использовали лагерь в качестве базы для планирования и организации терактов, устанавливали на территории лагеря самодельные взрывные устройства, а также смешивались с мирным населением во время боестолкновений и с целью избежать задержания израильскими силами.
В течение 11 дней во время операции “Защитная стена”, с 4 по 15 апреля, израильская армия блокировала доступ в Дженин для неотложной медицинской помощи. Все это время раненые и больные (как комбатанты, так и мирные жители) были предоставлены сами себе. Работа машин скорой помощи и больниц Дженина была сильно затруднена израильскими силами. Военнослужащие неоднократно обстреливали машины Красного Креста, а в одном случае застрелили медицинскую сестру в форме Фарву Джамал при оказании помощи раненому мирному жителю. Как минимум, в двух случаях раненые мирные жители умерли без медицинской помощи. Прямые нападения на медицинский персонал и лишение раненых медицинской помощи составляют серьезные нарушения законов и обычаев войны.
В соответствии с нормами гуманитарного права в период, пока лагерь беженцев находился под непосредственным контролем израильской армии, власти Израиля были обязаны принимать все разумные меры по защите гражданского населения от последствий боевых действий и обеспечивать жителей, насколько возможно, продовольствием и медицинской помощью. На деле, несмотря на острую необходимость в гуманитарной помощи, гуманитарные организации, включая Международный комитет Красного Креста, были лишены доступа в лагерь. Такое положение сохранялось с 11 по 15 апреля, когда большинство палестинских боевиков уже сдалось израильским силам. Хьюман Райтс Вотч расследовала и не обнаружила доказательств того, что израильские силы тайно вывозили из лагеря тела убитых палестинцев в места массовых захоронений.
Каждый приведенный в докладе случай нуждается в дальнейшем тщательном, открытом и беспристрастном расследовании, результаты которого должны быть опубликованы. При обнаружении нарушений виновные должны быть привлечены к ответственности. Существуют серьезные основания полагать, что во многих случаях военнослужащие ЦАХАЛ совершали серьезные нарушения Женевских конвенций, то есть военные преступления. В таких случаях необходимо уголовное расследование. Обязанность по его проведению лежит в первую очередь на израильских властях, но и международное сообщество должно проследить за тем, чтобы виновные не ушли от реальной ответственности.
|
|