about

Выдержки из всемирного ежегодного доклада Хьюман Райтс Вотч за 2001 г.

Развитие событий в области прав человека

В центре азербайджанской политики в минувшем году находился вопрос о преемнике стареющего президента г.Алиева. Поскольку в случае чрезвычайных обстоятельств пост президента замещает спикер парламента, препятствия свободному и справедливому характеру парламентских выборов 5 ноября приобретали особое звучание. 28 июня Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала поддержать заявку Азербайджана и призвала его правительство "обеспечить свободный и беспристрастный характер намеченных выборов, освободить или вновь рассмотреть в суде дела осужденных 'по политическим основаниям' и гарантировать свободу выражения мнений и независимость СМИ". При том что в 2000 г. был принят ряд законов, направленных на укрепление гражданских свобод, практика властей в области прав человека оставалась неудовлетворительной и рекомендация ПАСЕ была преждевременной.

Правительство попыталось манипулировать парламентскими выборами через принятие несправедливого закона, умышленное затягивание регистрации оппозиционных партий и кандидатов, подавление критически настроенных журналистов и СМИ и введение запрета мониторинга выборов для большинства местных нейтральных неправительственных организаций. Закон о выборах был принят парламентом 5 июля; 21 июля в него были внесены поправки. Результатом последних стало, по справедливому заключению Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которое оказывает содействие в разработке избирательного законодательства с 1998 г., то, что "действующее законодательство не обеспечивает полного учета всех основных политических интересов в процессе принятия решений органами по проведению выборов, и поэтому является шагом назад по сравнению с первоначально принятой редакцией". Более того, в законе полностью отсутствовали положения о национальных наблюдателях.

29 апреля оппозиция выступила с протестом против этого закона. По данным местных источников, при разгоне демонстрации полицией, вооруженной дубинками, более 50 человек были ранены, многие участники получили от трех до пятнадцати суток административного ареста, других отпускали после уплаты штрафа. В отношении 11 задержанных были возбуждены уголовные дела; в их числе были председатель партии "Ахрар" Вагиф Хаджибейли и члены Народного фронта и "Мусавата"- влиятельных оппозиционных партий. Впоследствии власти неоднократно отказывали в разрешении на проведение демонстраций, в особенности тех, где заявленное число участников превышало 50 человек (предел численности пикета). 13 июня г.Алиев подписал неоднозначный Закон о неправительственных организациях, запрещающий участвовать в выборах в качестве наблюдателей тем НПО, финансирование которых из-за рубежа превышает определенный уровень. В результате азербайджанская НПО "Во имя гражданского общества", наблюдавшая за выборами 1995 и 1999 гг. была лишена возможности проводить мониторинг ноябрьского голосования.

В сентябре Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации большинству партий, в том числе "Мусавату" и Демократической партии Азербайджана, объявив подписные листы недействительными. Для дисквалификации использовались самые различные надуманные предлоги. Многие подписи в подписных листах оппозиции признавались сомнительными "экспертами" поддельными, несмотря на доказательства их подлинности, представленные кандидатами по многим таким случаям. При этом, вопреки заявлениям оппозиции о махинациях, проправительственные кандидаты и партии не испытывали недостатка в подписях. Неоднозначным было решение президента г.Алиева 6 октября, последовавшее в ответ на международное давление, когда он обратился к ЦИК с просьбой отменить решение о допуске на выборы лишь пяти из тринадцати партий, подавших заявку на участие в голосовании по партийным спискам. 8 октября формально независимый Центризбирком выполнил это указание, зарегистрировав все партии для участия по пропорциональному принципу.

По мере нарастания накала предвыборной кампании власти предпринимали попытки запугать независимые СМИ, используя размытое лицензионное законодательство, штрафы и налоговые проверки. 8 мая главный редактор еженедельника "Монитор" (выходившего ранее ежедневно) обнаружил, что редакция опечатана бакинской налоговой инспекцией, как утверждают — за публикацию критических статей о президенте. Независимая газета "Уч Нокта" с ноября 1999 г. продолжала отбиваться в судах; на протяжении нескольких месяцев перед выборами ей грозили крупные штрафы и закрытие. Главный редактор и учредитель Хошгадам Бахшалиева утверждала, что давление со стороны государства призвано стать предупреждением для редакторов, которые могли бы выступить с критикой властей во время избирательной кампании. Крупный штраф был наложен на газету "Авропа" за публикацию сообщений об антикоррупционном расследовании в Узбекистане в отношении высокопоставленного правительственного чиновника Гусейна Гусейнова. Азербайджанское вещательное агентство (АБА) — независимая компания, не касающаяся политики, — было внезапно закрыто на период с 3 по 13 октября. Как представляется, это было связано с посещением АБА представителями двух оппозиционных партий, которые проявляли интерес к покупке эфирного времени, но получили отказ. Президент компании Фаик Зульфугаров расценил закрытие как предупреждение со стороны властей о нежелательности участия в политике. Он выражал беспокойство в связи с тем, что после выборов его радиостанция может быть вновь закрыта.

Отдельной мишенью властей была оппозиционная газета "Ени Мусават" ("Новый Мусават"). В феврале разгрому подверглась редакция в Нахичевани. 22 августа полиция задержала Рауфа Арифоглу, главного редактора газеты и кандидата на парламентских выборах от "Мусавата". Несколько часов его допрашивали без адвоката, в квартире был проведен обыск. Р.Арифоглу были предъявлены обвинения в совершении тяжких преступлений, включая сговор с целью совершения теракта (угон самолета), призыв к государственному перевороту и незаконное хранение оружия (подброшенного, как он утверждает, полицией). 5 октября он был освобожден под подписку о невыезде до суда: обвинения не были сняты.

Как сообщало радио "Свободная Европа"/радио "Свобода", 14 июля было на 15 минут отключено электроснабжение независимого телеканала АНС, чтобы подвергнуть цензуре передававшееся в тот момент интервью с чеченским полевым командиром Ш.Басаевым, поскольку правительство опасалось, что в материале содержится террористическая пропаганда. Прекращение подачи электричества региональными властями во время трансляции роликов оппозиционных кандидатов было в последние недели перед парламентским голосованием предметом постоянных жалоб оппозиции.

Подвижки в области свободы религии последовали только после вмешательства президентской администрации, указавшей на то, что веротерпимость в Азербайджане организационно не оформлена. После серии нападений, главным образом — на христиан-евангелистов во второй половине 1999 г., президент г.Алиев в ноябре того же года сделал заявление, в котором обязался укреплять свободу религии в республике. В декабре 1999 г., после вмешательства президентской администрации, власти зарегистрировали Свидетелей Иеговы. Однако, по сообщению Кестон Ньюс Сервис, в конце 1999 г. из Азербайджана был выслан гражданин Германии — пастор лютеранской общины.

В июне г.Алиев подписал указ об амнистии для многих политзаключенных, а в октябре помиловал еще несколько десятков. Однако правозащитные группы подвергали серьезному сомнению официальные заявления о том, что это были последние политзаключенные в Азербайджане, утверждая, что за решеткой остаются еще сотни человек, в основном осужденных за терроризм, попытки государственного переворота и злоупотребление служебным положением. В конце сентября, по сведениям, тюремная администрация предъявила многим из них обвинение в нарушении режима; заключенные говорили, что эти раздутые обвинения должны были оправдать необоснованное содержание в карцере или перевод на усиленный режим содержания. Примечательно, что вступивший в силу в сентябре новый уголовный кодекс предусматривает досрочное освобождение многих категорий заключенных за примерное поведение.

Застой в отношениях Азербайджана с Международным комитетом Красного Креста завершился достижением 1 июня соглашения о предоставлении штатным сотрудникам МККК права посещения задержанных. По этому соглашению представители МККК получили доступ во все места содержания под стражей и ко всем лицам — как осужденным, так и находящимся в предварительном заключении. 23 июня сотрудники МККК, в числе которых был также врач, посетили тюрьму Гобустан — подведомственное Министерству юстиции учреждение с давними проблемами.